Статистика по строительной отрасли за 2016 г. и I квартал 2017 г. выглядит устрашающе. Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) недавно сообщило, что количество банкротств в отрасли за 2016 г. подскочило на 17,3%. Более 3 тыс. компаний признали себя неплатежеспособными, причем более половины из них проработали на рынке более семи лет. По данным Высшей школы экономики, в предбанкротном состоянии в настоящий момент находится до 18% строительных компаний.
В этой ситуации растет рост жалоб на сложности в получении госзаказов и недостаток коммерческих инвесторов. Компании, чьи обороты снижаются, считают, что им "перекрыли кислород". Но так ли это? Прежде всего, чтобы разобраться во взаимоотношениях строителей и госзаказа, Т94 обратился за комментарием в Ассоциацию участников закупок (АУЗ).
"Основная масса всех государственных заказов по 44-ФЗ и 223-ФЗ так или иначе связаны со строительством. Это более 2/3 от общего числа заказов на торговых площадках, если считать в рублях. Поэтому состояние всей строительной отрасли государства, происходящие тенденции на этом рынке оказывают прямое воздействие на объемы и качество госзаказов по 44-ФЗ: ценовую политику заказчиков, требования, условия контрактов и т.п.
При этом ситуация не инверсная: государственные заказы не оказывают воздействия на весь строительный рынок, так как занимают лишь небольшую часть в масштабах страны. В сравнительный расчет идет не только количество сданных объектов, но и миллионы более мелких сделок, связанных с производством и поставками всех видов строительных материалов, включая фурнитуру, импортные и экспортные операции государства. При таком подсчете получается, что коммерческое строительство превосходит государственное в разы. Поэтому и законы об электронных закупках не влияют на макроэкономическую ситуацию. Будет правильным сказать, что сорок четвертый закон по воздействию на строительный рынок занимает нейтральную позицию.
Кризис в государственном строительстве связан не с коррумпированностью этой сферы, а скорее, с коррупцией самих госзаказчиков, распределяющих такие контракты. Сама же строительная отрасль страдает от банального падения покупательской способности", – говорит Владимир Ястребов – руководитель аналитического центра АУЗ.
Выйдут из кризиса не те, кто расслабится в ожидании лучших времен, а те, кто изыщет резервы и новые подходы, адаптируется к текущим реалиям и продолжит работать. В качестве примера Владимир Ястребов приводит сферу жилищного строительства: по его словам, кризис положительно повилял на соотношение цена-качество объектов. Стесненные в финансовых ресурсах граждане стали более щепетильны в выборе будущего жилья, руководствуясь принципом "мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи". В результате одни застройщики, которые не предусмотрели изменения рынка, отстроили пустующие мегаполисы и жалуются на кризис отрасли, в то время как другие застройщики полностью распродают качественные объекты еще на этапе котлована и удивляются растущему спросу. "Показателен в этом плане Крымский Федеральный округ: несмотря на муссируемые слухи о кризисе, за последние 3 года по всему региону выросли кварталы с новым жильем низкого ценового сегмента по качеству среднего. И тенденция набирает обороты", – говорит Владимир Ястребов.
Михаил Константинов, Генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка, рассказал Т94, каким образом реагируют на кризис в строительстве B2B-платформы: "Электронным площадкам необходимо поддерживать экосистему "инвесторы – владелец создаваемого актива – банки – генподрядчики – субподрядчики на всех уровнях кооперации". Инвесторы в первую очередь получают полную прозрачность – от выбора объекта до всех этапов его строительства и эксплуатации. При строительстве сложных комплексных объектов эксплуатация первых очередей может уже идти, а последующие очереди еще в процессе строительства, притом каждая – в своей фазе. Доступность всех процессов для понимания – правильный способ подъема инвестиционной привлекательности проекта. Владелец создаваемого актива (это не всегда инвестор) получает прозрачность формирования затрат на каждой стадии проекта и возможность производить оплату только при подтвержденном целевом использовании средств. Это позволяет не превышать бюджет, вовремя выходить на окупаемость, грамотно формировать всю схему кооперации для реализации проекта. У генподрядчиков появляется возможность демонстрировать полную обоснованность каждого действия перед инвесторами и владельцем актива, в любой момент времени. В ситуации, когда дефицит средств частных инвесторов растет, а государство все менее охотно выступает в роли институционального инвестора, контракты получают те, кто готов показать прозрачность использования средств и достаточную осмотрительность при формировании всей структуры исполнения проекта. Слово "всей" здесь играет ключевую роль. Из субподрядчиков при таком ведении дел остаются только реальные исполнители работ, обеспечивающие прозрачность и скорость расчетов, неизменность требований. Посредники из экосистемы исключаются. Таким образом, вся структура себестоимости поставщиков становится понятной, что особенно важно в условиях кризиса. При сопровождении проекта солидным банком повышается скорость взаимодействия между всеми участниками процесса и одновременно снижаются финансовые риски".
Генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов, в свою очередь, напоминает, что на крупных ЭТП собираются десятки тысяч подрядчиков из совершенно разных сфер строительной деятельности, причем это и большие, и средние, и малые предприятия: "Обладая таким активом потенциальных участников торгов по строительству, для крупных подрядчиков логично использовать сервис по "расторговыванию" их субподрядов. Иными словами, генподрядчик строительных работ, также через электронный аукцион, но уже в секции коммерческих торгов, может найти необходимых ему субподрядчиков. Такие сервисы позволяют увеличить не только уровень конкуренции и прозрачности на торгах сферы строительства, но и являются элементом поддержки малого бизнеса, так как компании из числа МСБ получают реальную возможность увеличить свои обороты и прибыль".
То, что рынок строительства упал за последний год на 15%, говорит лишь о том, что нет спроса на объекты низкого качества, плюс повышается контроль за расходом средств, серьезно проверяется благонадежность подрядчика. За счет долгосрочности проектов и большого объема инвестиций строительная отрасль просто служит зеркалом общей ситуации в экономике. Любой кризис – это не более чем повод пересмотреть основы ежедневной деятельности и по итогам сделать оргвыводы.
Автор: Олеся Кривцова