Напомним, что Минэкономразвития подготовило концепцию проекта закона «О Федеральной контрактной системе». По мысли законодателей, новый документ должен прийти на смену Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Как отмечают эксперты, принципиальное отличие Федеральной контрактной системы (ФКС) от действующего сегодня 94-ФЗ заключается в том, что ФКС включает в себя две новых стадии – планирование госзаказа и контроль за его исполнением.
Насколько необходимо регламентировать эти стадии именно в рамках закона о госзаказе, формулировки каких положений законопроекта о ФКС должны быть уточнены и что изменится в процедуре реализации тендеров для заказчиков и исполнителей – ответы на эти вопросы постарались дать участники круглого стола – предприниматели, юристы, представители органов государственной власти.
Заседание круглого стола открыл эксперт Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Владимир Рядский. Он выступил со сравнительной характеристикой действующего 94-ФЗ и законопроекта о ФКС.
В частности, он отметил, что положения и формулировки разработанного Минэкомразвития документа не устраняют коррупционную составляющую, присущую в том числе и 94-ФЗ, в то время как участие преимущественно аффилированных компаний в выполнении госзаказа по итогам аукционов является одной из наиболее существенных проблем.
Эксперт МГО «ОПОРА РОССИИ» отметил необходимость доработки законопроекта.
«Важно, чтобы в работе над текстом документа принимали участие не только сотрудники госорганов, но и представители общественных объединений», – подчеркнул он.
«Для сбора мнений, замечаний, пожеланий, последующего их оформления в пакет предложений для законодателей и существует такой формат общения, как круглый стол», – пояснил В. Рядский.
Член экспертного совета Комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы Олег Сторожук обратил внимание собравшихся, что законопроект о ФКС практически не содержит положений, регламентирующих выполнение госзаказа в сфере услуг с учетом всех особенностей, отличающих эту область от поставок товаров.
Так, например, по его словам, сумма тендера на оказание охранных услуг, формируемая из затрат на заработную плату и некоторых других расходов, рассчитана чрезвычайно точно. Значит, в результате понижения стоимости контракта на торгах, исполнитель, выигравший тендер, не нарушая условия договора, будет вынужден нарушать трудовое законодательство.
«Получается, соблюдение закона о ФКС поставит исполнителя в такие условия, при которых он будет вынужден нарушать ТК РФ», – отметил О. Сторожук.
В свою очередь Василий Жуков, представляющий Департамент по конкурентной политике г. Москвы, рассказал о проблемах, с которыми сталкивается сегодня заказчик.
«Госорганы не застрахованы от недобросовестных исполнителей, принимающих участие в торгах с намерением получить как можно больше денег, не выполняя свои обязательства по контракту», – рассказал он.
«ФКС предусматривает одностороннее расторжение контракта, если со стороны исполнителя зафиксированы нарушения, которые достаточно четко и внятно сформулированы в тексте законопроекта», – продолжил В. Жуков.
Вместе с тем, по его словам, проект закона содержит немало статей, противоречащих не только другим законодательным актам, но и друг другу внутри документа.
«Безусловно, концепция ФСК требует детальной проработки и конкретизации», – заключил представитель Тендерного комитета.
В результате участники круглого стола, организованного столичной ОПОРОЙ, пришли к выводу, что проект закона «О федеральной контрактной системе» в настоящей редакции не решает проблем 94-го ФЗ о госзаказе.