Главное об электронных закупках

Электронные торги – частным компаниям:

Госкомпании более продвинуты с точки зрения ИТ и бизнес-процессов

Электронные торги – частным компаниям:

Масштабное введение антироссийских санкций и резкое нарушение логистических цепочек в феврале 2022 года на короткий промежуток времени серьезно нарушило баланс рынков: пути для параллельного импорта были еще не ясны, а неопределенность – худшая позиция для бизнеса. Исполнительный директор ЭТПРФ Александр Геллер рассказал, как площадка намерена вернуть в поле конкурентных процедур все предприятия, работающие под санкциями и какие сервисы делают торги на ЭТП легкими и удобными. 

– С какими проблемами ЭТП столкнулись после начала введения антироссийских санкций? Как компания решала эти проблемы?

– Многие предприятия, связанные с оборонной промышленностью, обратились к Правительству РФ с инициативой отмены 223-ФЗ и 44-ФЗ. Компании апеллировали  к тому, что санкционный период – не время для конкурентных процедур. И в этом смысле Постановление Правительства РФ от 6 марта 2022 года №301 стало соломоновым решением, разработанным Министерством финансов, позволяющим предприятиям закупать у единственного поставщика.

Однако, как показала практика, далеко не все заказчики выразили желание отказаться от конкурентных процедур. Более того, после вступления в силу Постановления №301 многие компании предпочли заменить в своих закупочных положениях формулировку «конкурентные закупки» на «состязательный конкурс», чтобы продолжать пользоваться этим инструментом. Причина проста: в последние годы тенденции рынка развернулись от закупки у единственного поставщика к конкурентным торгам, когда заказчик публикует процедуру, а электронная площадка организовывает работу по привлечению поставщиков. Сегодня на многих предприятиях бизнес-процессы настроены на работу с конкурентными процедурами, и у большинства заказчиков сокращены или отсутствуют подразделений, непосредственно занимающиеся поиском поставщиков.

Чтобы поддержать своих заказчиков, ЭТПРФ сразу после введения антироссийских санкций актуализировала базу зарегистрированных на площадке поставщиков, которые участвовали в торгах на поставку иностранного оборудования и другой востребованной зарубежной продукции. Менеджеры площадки обзвонили эти компании, уточнили наличии складских остатков, возможности налаживания поставок с помощью параллельного импорта, а также наличие российских аналогов санкционной продукции. Полученную информацию мы разослали нашим заказчикам, информируя их об имеющихся возможностях.

Тренд 2022 года: если говорить о рынке в целом, за короткий срок он превратился из рынка заказчика в рынок поставщика. Если ранее поставщик приходил на ЭТП следом за заказчиком, то сейчас ситуация обратная. На первых порах заказчику было сложно перестроится: его система настроена на работу с коммерческими предложениями и многоуровневое согласование. Однако из-за высокой волатильности курсов валют бывали ситуации, когда цена товара у поставщика менялась несколько раз в день, заказчик должен был принять решение о закупке в крайне сжатый срок. Бывали ситуации, когда мы заранее говорили заказчику, что процедура, которую он публикует, не состоится: прописанные в ней условия – размер партии, цена, сроки оплаты – релевантны для декабря 2022 года, и неприменимы в новой экономической ситуации.

К маю 2022 года паника постепенно прекратилась – заказчики подсчитали складские остатки, занялись поисками альтернативных каналов поставок. Сейчас логистические цепочки постепенно выстраиваются заново, пусть и через посредников, а значит – дороже.

– Ряд госкомпаний попали под действие антироссийских санкций и вынуждены были проводить свои закупки «на бумаге» или неконкуретными способами в электронном виде. Сколько таких компаний оказались в числе клиентов ЭТП? Они перешли к «бумажным» закупкам или проводят их на площадке?

– Основной заказчик ЭТПРФ – государственная корпорация «Ростех» – по большей части перешла на закрытые конкурентные процедуры. ЭТПРФ в предыдущие годы активно участвовала в выстраивании и централизации закупочных процессов «Ростех», и мы видим определенную нашу заслугу в том, что ГК в критической ситуации смогла в сжатый срок легко перевести свои закупки на другую площадку. И, конечно, сам «Ростех» разработал эффективную автоматизированную систему финансово-закупочной деятельности, к которой были присоединены четыре ЭТП, и после введения антироссийских санкций корпорации оставалось только перенаправить поток процедур с четырех ЭТП на одну – специализированную. В моменте большая часть торгов не состоялась, поскольку специализированная площадка не была предназначена для такого объема закупок.

Что касается других наших клиентов, часть из них ушли в «бумагу». Однако, не для всех это стало удобным вариантом. Многим крупным клиентам ЭТПРФ с отдельными закупками региональной филиальной сети было не удобно и не эффективно отправлять по почте бумажный конверт с закупкой, например, на 500 тысяч рублей на согласование из Новосибирска в Москву.  Такие компании перешли на закупки у единственного поставщика на ЭТПРФ. Из этих компаний мало кто перешел на АСТ ГОЗ из-за специфики работы с этой площадкой – для крупных компаний с большим количеством подведомственных дочерних структур подключение к АСТ ГОЗ может занимать несколько месяцев.

Точной рыночной статистики по способам осуществления закупок за 2022 год у нас нет из-за запрета публикации процедур в ЕИС. Это не лучшим образом сказывается на бизнесе, так как именно на статистических данных можно было бы основывать прогнозы, в том числе, по инвестиционным нишам.

– Планирует ли ЭТП в 2023 году наращивать свою ИТ-инфраструктуру или имеющейся будет достаточно на ближайшие 2-3 года?

– Имеющейся у ЭТПРФ ИТ-инфраструктуры достаточно, чтобы проводить процедуры в необходимом объеме, мы соответствуем всем требованиям регулятора и запросам рынка. Однако, мы планируем также наращивать ИТ-мощности и планово заменять часть оборудования. В этом году ЭТПРФ вошла в перечень специализированных площадок, это налагает на нас дополнительные обязательства и ответственность.

Кроме того, помимо закупок, существуют и другие проекты, которые создаются и функционируют на базе ЭТПРФ.  Один из них – «Строительная биржа», запуск которой мы сейчас прорабатываем совместно с Министерством строительства РФ и публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства». Проект направлен на создание прозрачных партнерских отношений между заказчиком и поставщиком за счет раскрытия цепочки субподряда и себестоимости материалов и работ. Проект получил все необходимые согласования и положительные отзывы ППК, запуск проекта мы запланировали на 2023 год.

– ЭТП относятся к числу владельцев объектов КИИ. Это значит, что им предстоит выполнить требования правительства об импортозамещении ПО на таких объектах. Как обстоят дела с импортозамещением в компании?

– Мы отслеживаем соответствующий перечень ПО Министерства цифрового развития РФ, и если появляются российские аналоги иностранного ПО, стараемся переходить на них. Для нас, как для спецплощадки, зависимость от иностранного ПО и потенциальное внешнее влияние крайне нежелательно.

Также мы внимательно следим за новинками в разработках российского ИТ-оборудования. Наш партнер – ГК «Ростех» – серьезно занимается разработкой российской электроники, и мы имеем возможность следить за последними достижениями «из первых рук.

– Помимо сегментов госзакупок и закупок госкомпаний есть большой сегмент закупок коммерческих компаний. Имеются различные оценки по уровню «проникновения» ЭТП в этот сегмент, по уровню автоматизации закупок в этом сегменте. Как компания оценивает этот сегмент (в том числе, объем закупок, число потенциальных заказчиков и т.п.)?

– Закупки коммерческих компаний мы считаем основным направлением работы для ЭТПРФ на ближайшие годы. Парадоксально, но сегодня в России государственные бюджетные организации гораздо более продвинуты с точки зрения ИТ, бизнес-процессов и выращивания конкурентной деловой среды, нежели частные компании. Сегодня частный бизнес-сектор имеет минимальную практику электронных торгов: 223-ФЗ не распространяется на эти компании, они привыкли быть в роли поставщика и считают конкурентные процедуры излишними.

Однако, на мой взгляд, электронные торги частным компаниям необходимы, пусть и в более упрощенной форме, нежели государственному сектору и госкорпорациям. В будущем антироссийские санкции коснутся не только госкорпораций, они будут накладываться на целые отрасли, а значит, напрямую затрагивать частные компании. Чтобы обезопасить себя, им стоит, во-первых, заранее перевести свою закупочную деятельность на рыночные рельсы, а во-вторых, скрыть ее. И специализированные площадки обеспечивают оба эти условия. Кроме того, ЭТП агрегируют на себе пул профильных поставщиков, проводят глубокий анализ цен и условий закупки, а также имеют хорошую репутацию и заслуженное доверие поставщиков.

– ЭТПРФ получила статус специализированной площадки – в какие сроки предполагается ввести в действие соответствующий функционал и приступить к проведению закрытых электронных конкурентных процедур?

ЭТПРФ – специализированная площадка в рамках 44-ФЗ, и мы сможем начать работать по этому профилю после подписания соответствующего соглашения с Министерством финансов. Это произойдет ориентировочно в конце февраля или начале марта 2023 года, сразу после завершения технического аудита площадки. Кроме того, чтобы начать работу в рамках 44-ФЗ, площадка должна пройти ряд процедурных согласований с Федеральной антимонопольной службой и Федеральным казначейством РФ, а также интеграцию с «Независимым регистратором», проработать вопрос со специализированными счетами. Мы занимаемся всеми этими вопросами и процедурами параллельно с прохождением аудита.

Что касается закрытых закупочных процедур в рамках 223-ФЗ, дополнительных комментариев регулятора по этому вопросу мы еще не получили. С точки зрения функционала ЭТПРФ уже готова к размещению процедур, наши заказчики также готовы к началу работы.

– По оценке ЭТП, какая часть подсанкционных госкомпаний может вернуться в электронную форму – на специализированные ЭТП?

– Мы рассчитываем, что все компании, перешедшие на бумажные процедуры в 2022 году, со временем вернутся в электронную форму. «Бумажные» тенденции, которые есть сейчас на закупочном рынке, сыграли свою роль в краткосрочной перспективе, но на марафонской дистанции ведут к утрате навыка работы в конкурентной среде, отсутствие транспарентных торгов ухудшает экономическую ситуацию в целом.

Цель ЭТПРФ – вернуть в поле конкурентных процедур все предприятия, работающие под санкциями. Наш главный аргумент – торги на ЭТП легки и удобны за счет выскоуровневых сервисов, мобильности и доступности в любое время из любой географической точки. ЭТП дает транспарентность, открытость в отношениях с поставщиками, без которых невозможно выстраивать долгосрочные партнерские отношения.

Статьи по теме