ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

ГЧП под угрозой

Минэкономразвития РФ выступило против изменения законодательства о концессиях. Глава министерства Максим Орешкин заявил, что не согласен с инициативой Минфина, предложившего давать плату инвесторам по концессии лишь после сдачи объекта. По мнению министра, такие заявления ухудшают инвестиционный климат в стране. Эксперты, опрошенные порталом Torg94, поддержали позицию Минэкономразвития, но напомнили, что надо разделить понятие между концессией и госзакупками. Эксперты считают, это позволит избежать в будущем противоречий и сделает законодательство о концессиях понятнее.

Министерство финансов подготовило поправки в закон о концессиях. В соответствие с ними инвесторы могут рассчитывать на полное возмещение средств из бюджета, однако деньги будут выделяться только после сдачи объекта. Государство будет компенсировать затраты инвесторов на стройку в течение пяти лет. В первые три года будут выплачены 75% средств. При этом государство не должно брать на себя больше 75% расходов на строительство без платы концедента и больше половины расходов на эксплуатацию.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин считает, что концессионным соглашениям надо давать больше пространства.

"С предложениями Минфина мы категорически не согласны. Концессионные соглашению являются наиболее эффективным способом строительства инфраструктурных проектов. Будем выступать против них (Минфина – ред.), поддерживать их не будем", – сказал Максим Орешкин.

Министр пообещал в середине ноября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева доложить детальные предложения, касающиеся законодательства о концессиях.

Минфин в тоже время придерживается противоположного мнения. Чиновники выразили обеспокоенность отсутствием четкой границы между концессией и госзакупками. Представители министерства заявляют, что их поправки позволят запретить ложные концессии, используемые для обхода конкурентных процедур. По законодательству о госзакупках государство должно оплатить создание объектов сразу, а по концессионному соглашению – только после ввода объекта в эксплуатацию. Однако на практике разницу между двумя процедурами бывает часто сложно увидеть. Так госкомитет Башкирии ранее заключил концессионное соглашение на строительство автомобильной дороги Стерлитамак – Магнитогорск. ФАС аннулировал данный конкурс, так как посчитал, что под видом концессии производится закупка государством работ по строительству в обход процедуры госзаказа. Данный случай был не единственным.

Руководитель аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский заявил в комментарии Torg94, что граница между госзакупками и концессионными соглашениями, действительно, размыта.

"О том, что государственные средства расходуются различными способами на то, чтобы удовлетворить общественные (государственные, муниципальные) нужды – обсуждается давно. Но если, например, госзакупки и субсидии разделяются достаточно ясно, то граница между госзакупками и ГЧП менее явная", – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что можно предположить, что если бы в рамках самих госзакупок было более развито категорийное управление, и метод выбора контрагента по крупным инфраструктурным проектам был более гибким, отличающимся от универсально применяемых одних и тех же процедур конкурса и аукциона – то и сама острота вопроса об установлении границы между госзакупками и концессией была бы существенно ниже.

По словам начальника отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрия Казанцева необходимо разделять понятие концессии и "завуалированное действие с госучастием, которое фактически является госзакупкой".

"В первом случае срок окупаемости может быть быстрее пятилетнего срока. Здесь Минэкономразвития право, процесс окупаемости можно ускорить. Желание частного бизнеса как можно быстрее возвращать вложенные конфессиональные средства понятно. Однако когда концессия превращается в госзакупку с полным или подавляющим госфинансированием действуют другие принципы. Тут надо вспомнить о принципах закона о контрактной системе, закона о конкуренции. Принципы данных законодательных актов надо использовать при выборе подрядчика. Надо понимать, за счет каких средств осуществляются поставки, и кто несет риск из-за возможного невыполнения таких работ", – сказал Дмитрий Казанцев.

Он добавил, что концессия, действительно, дает возможности для улучшения инвестиционного климата.

"Однако это происходит не за счет возмещения средств из бюджета, а за счет того, что для ведения бизнеса создаются максимально комфортные условия, облегчается для него отчетность", – прокомментировал эксперт заявление Минэкономразвития о том, что слишком долгий срок погашения концессии из бюджета ухудшает инвестиционный климат.

Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов обратил внимание на то, что поправки о концессиях продвигает департамент Минфина о контрактной системе, который возглавляет Татьяна Демидова, ранее работавшая в ФАС.

"Такое впечатление, что команда Минфина и ФАС не слышали заявлений Владимира Путина на тему необходимости развития инфраструктурной ипотеки. Кажется, что они живут вообще в другом мире и не понимают того, что происходит в стране", – подчеркнул Алексей Ульянов.

По его мнению, позиция ФАС по строительству первого участка платной дороги Москва-Санкт-Петербург, поставившая под сомнение законность проведенных концессий, и другие подобные решения могут затруднить дорожное строительство в стране.

"Я считаю, что механизмы концессии надо развивать, возможно, совершенствовать. Мешать развитию государственно-частному партнерству нельзя. Все механизмы, мешающие его развитию, должны быть сняты. Здесь я солидарен с позицией Минэкономразвития", – заключил Алексей Ульянов.

Автор: Александр Столяров

 

 

 

 

Exit mobile version