ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Где людей брать будем: Госзаказ и арктические проекты

Российская промышленность испытывает дефицит квалифицированных специалистов. Особенно заметен он за пределами крупных городов и на Севере. Сможет ли госзаказ решить проблему перераспределения кадров и обеспечения ими арктических проектов?

 

Развивающаяся экономика России требует все большего числа высоко квалифицированных специалистов. Особенно остро эта проблема стоит в северных регионах страны. Глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин на днях заявил, что для перераспределения трудовых ресурсов из крупных городов на Север необходимо ввести госзаказ на рабочие профессии для арктических проектов. В качестве примера губернатор привел газодобывающую компанию "Ямал СПГ", которой удалось привлечь обученных молодых специалистов из 55 регионов страны. В ближайшие годы спрос на них в ЯНАО будет только увеличиваться – планируется разработка континентального шельфа, развитие Северного морского пути и портовой инфраструктуры.

 

По данным Министерства труда, в 2017 г. российским рынком наиболее востребованы специалисты высшей квалификации в сфере здравоохранения, науки и техники, образования. Также сохраняется высокий спрос на квалифицированных рабочих, особенно для металлообрабатывающего и машиностроительного производства, строителей и работников транспорта. Аналитики HeadHunter прогнозируют, что в 2017 г. спрос на специалистов в среднем увеличится на 8%. При этом число вакансий по специальности “Рабочий” возрастет на 23%, а в сфере производства в целом – на 16%.

 

На Российском Интернет-форуме (РИФ), где побывал в мае Т94, неоднократно говорилось, что требования к специалистам с годами становятся все более жесткими. Так, Дмитрий Песков, директор Агентства стратегических инициатив, считает, что в ближайшие годы России потребуется не менее 500 тыс. человек в год, обладающих базовыми знаниями в области информационных технологий. Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив, уверен, что в ближайшие 10 лет в нашей стране по причине автоматизации исчезнет примерно 6 млн рабочих мест, а еще 25 млн рабочих мест станут предъявлять более жесткие требования к квалификации кандидатов. Таким образом, существующие темпы подготовки специалистов могут привести в колоссальной нехватке кадров уже в ближайшие годы.

 

Эксперты уверены, что изменить ситуацию можно только путем принятия незамедлительных мер по модернизации существующей системы общего, профессионального, дополнительного образования таким образом, чтобы она удовлетворяла потребности рынка в квалифицированных кадрах. Программой “Цифровая экономика”, которая сегодня рассматривается правительством и должна быть утверждена до 1 июня 2017 г., предусмотрено внедрение новых форматов подготовки специалистов уже к 2020 г. По мнению разработчиков программы, это позволит полностью обеспечить страну кадрами уже к 2024 г.  

 

Возможно, тогда выдвигаемая сегодня идея “госзаказа” на профессионалов станет неактуальной. “Необходимо заниматься профессиональной подготовкой с первых курсов ВУЗов и профучилищ с обязательно с практикой на базовых предприятиях. Вводить селективные механизмы по знаниям-навыкам-способностям с индивидуальным треком обучения и стажировками на последних двух курсах, и таким образом растить смену, а не закупать ее”, – уверен Михаил Константинов, генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка. На рынке труда из ниоткуда не появится достаточное число необходимых мастеров.

 

Что же делать тем, кто не может ждать несколько лет, пока для них вырастят нужные кадры? И еще несколько лет, пока те наберутся опыта? Т94 обратился за комментарием в кадровое агентство "Юнити", и вот что там рассказали: "Проблемы перераспределения кадров как таковой нет. Мы, например, постоянно работаем с корпорацией СИБУР, и когда стояла задача найти кадры для работы в Западной Сибири, нам никто не отказывал. Люди просто должны быть уверены в том, что у них будет, где жить, будет достойная зарплата, и они смогут решить свои какие-то задачи – карьерные, материальные, личностные. Другое дело, что компаниям со стопроцентным или частичным госучастием не так просто заказать услуги кадрового агентства, которые стоят дорого. Им необходимо проводить тендеры по строго заданным процедурам, а на эти тендеры должны быть деньги в бюджете. У нас в компании есть специальный тендерный отдел, так как конкуренция между кадровыми агентствами очень высокая, и нужны грамотные специалисты, чтобы не отсеяться из-за какой-то мелочи. Это сложная работа, с крупными коммерческими компаниями работать проще, но тем не менее, это ответственность, которую на себя берут солидные кадровые агентства". На вопрос Т94 о коррупционной составляющей закупок кадровых услуг, в "Юнити" ответили отрицательно: "Бюджетные учреждения организуют подобные тендеры только в тех случаях, когда не могут справиться своими силами и когда им действительно очень нужны специалисты".

 

Таким образом, на ближнюю перспективу госзаказ действительно может спасти любой удаленный проект, были бы выделены на это бюджеты. Нужно всего три вещи: создать людям условия, донести информацию об этом до целевой аудитории, произвести отбор. И конечно, зарегулированность рынка делает эту перспективу не такой уж и близкой: срочно найти 100 человек на проект, даже при наличии денег, не удастся. Потребуется организовывать тендер для кадровых агентств, с четко прописанными условиями. Дальняя же перспектива – за образовательной и социальной сферой. Ведь мало людей привлечь в Арктику, надо их чем-то и удержать.

 

Автор: Наталья Рудычева  

Exit mobile version