Главное об электронных закупках

Госкомпаниям ужесточают процедуры торгов

Госкомпаниям ужесточают процедуры торгов

Закупки за счет бюджета переводят под 44-ФЗ

Государственная Дума России приняла в первом чтении проект закона, переводящий закупки госкомпаний за бюджетные средства под действие закона о контрактной системе (44-ФЗ). Процедуры в рамках 44-ФЗ строже, чем по 223-ФЗ (закону о закупках товаров, работу и услуг). Авторы законопроекта рассчитывают, что данные изменения позволят обеспечить большую прозрачность в сфере. Мнения опрошенных порталом Torg94 экспертов разделились: одни считают, что законодательные новации упростят контроль государства за бюджетными расходами, другие назвали их “профанацией, которая приведет к увеличению цен”.
Госдума ужесточает правила проведения бюджетных закупок госкомпаний. Принятый в первом чтении законопроект переводит закупки госкомпаний за счет средств из федерального бюджета, предоставленных на капитальные вложения, под действие закона о контрактной системе. Данная норма коснется “бюджетных закупок” госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний и юридических лиц со стопроцентным участием государства в их уставном капитале.
Авторы законопроекта считают, реализация предложенных положений “убьет несколько зайцев”. По их мнению, эффективность расходов бюджетов всех уровней станет выше, к закупкам госкорпораций и госкомпаний будет открыт равный доступ для всех участников рынка.
Ранее проект закона рассматривался в ходе заседания правительства России. На нем премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что предложенный документ значительно повысит прозрачность определения подрядчиков.
Руководитель комитета “Деловой России” по развитию государственно-частного партнерства и взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов заявил в комментарии Torg94, что госкомпаниям и госкорпорациям “закручивают гайки”.
“При этом создаются более прозрачные и конкурентные условия на рынке закупок, а это прямой путь к повышению эффективности работы всей системы в целом”, – отметил Сергей Фахретдинов.
Он подчеркнул, что, по его мнению, поправки к законодательству будут способствовать упрощению контроля со стороны государства за расходованием бюджетных средств.
“Кроме того, они позволят увеличить число участников закупок за счет использования более прозрачных и унифицированных процедур, применяемых в рамках 44-ФЗ”, – заключил руководитель комитета “Деловой России” по развитию государственно-частного партнерства и взаимодействия бизнеса и госкомпаний.
Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов считает, что 44-ФЗ является одним из худших законов, регулирующих закупочную деятельность.
“Вещи, изначально заложенные во время его разработки, были нивелированы многочисленными поправками. В результате сутью 44-ФЗ стал “аукционный крен”. Это когда 60% закупок проводится на аукционе. При этом аукционы не используются при закупках в развитых странах. Аукционы вообще не предусмотрены для закупок, они предусмотрены для продаж. Система аукционов ведет к монополизации: победитель аукциона получает все, проигравшие же участники аукциона просто уходят с рынка”, – рассказал эксперт.
По его словам, создавшаяся в ходе реализации 44-ФЗ ситуация находится в полном противоречии с мировым опытом, в противоречии с лучшими коммерческими практиками.
“При 44-ФЗ действует мелочный и бессмысленный процедурный контроль, который сегодня не решает ни одну из задач”, – отметил Алексей Ульянов.
Он подчеркнул, что надо отказаться от процедурного контроля и начать контролировать результаты закупок, как делается во всем мире. По мнению директора Института повышения конкурентоспособности, частичное распространение 44-ФЗ на госкомпании является профанацией, которая приведет только к ухудшению результатов, к росту цены закупки.
“Усиление контроля всегда требует больше денег. Аукционы, ведущие к монополизации рынка, также повышают цены. По расчетам НИУ ВШЭ, аукцион делает закупки дороже на 20-30%. Поэтому стоимость “аукционного крена” составляет 1-2 трлн рублей. Это только удорожание по закупкам, не считая долгосрочных издержек российской экономики. А если распространить данные практики 44-ФЗ на госкомпании, то терять экономика будет еще больше. Поэтому, конечно, ни к каким положительным последствиям данный законопроект не приведет”, – заключил эксперт.
Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев отметил, что данный законопроект предлагает делить закупки не по “признаку субъектности” (организационно-правовой форме заказчика), как это было сделано с непродуманным переводом унитарных предприятий в сферу регулирования контрактной системы, а по источнику финансирования соответствующей закупки.
“При этом, несмотря на концептуальную правильность законопроекта, необходимо учитывать риски, связанные с его исполнением. Ключевой риск – транспарентность механизма определения источника финансирования конкретной закупки”, – отметил эксперт.
По его словам, в случае, если удастся создать простые для исполнения и прозрачные механизмы разделения закупок, которые компании проводят за свой счет, и закупок, проходящих за бюджетный счет, то работа по двум законам – 44-ФЗ и 223-ФЗ – для госкорпораций будет несложной.
“Соответствующую работу проводят сегодня бюджетные учреждения, также имеющие право использовать одновременно оба закона в своей закупочной практике”, – подчеркнул Дмитрий Казанцев.
Он добавил, что госкорпорации будут все же продолжать в основном работать по 223-ФЗ.
“Для госкорпораций коммерческая деятельность остается основным источником финансирования закупок. Поэтому по 44-ФЗ будет проводиться только часть закупок в случае прямого их бюджетного субсидирования”, – заключил эксперт.
Автор: Александр Столяров

Алексей Ульянов
Директор Института повышения конкурентоспособности
Дмитрий Казанцев
Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center
Сергей Фахретдинов
Руководитель комитета «Деловой России» по развитию государственно-частного партнерства и взаимодействия бизнеса и госкомпаний

Статьи по теме