Тот, кто не успеет это сделать в срок, в дальнейшем будет проводить свою закупочную деятельность по нормам 94-ФЗ. Кроме того, компании должны быть готовы к тому, что Федеральная антимонопольная служба обратит на них пристальное внимание и начнет проверки в отношении закупочной деятельности.
Сейчас, как отмечают эксперты, озаботились регламентацией своей торгово-закупочной деятельности госкорпорации и естественные монополии, которых у нас не так уж и много. Большинство из них разместили свои Положения и уже проводят в электронной форме закупки. А вот компании среднего и малого бизнеса, всевозможные ГУПы, МУПы, предприятия коммунального хозяйства и т. д. все еще не осознают себя субъектами закона.
Тогда как под его действие, по предварительным оценкам экспертов, попадают от 200 до 400 тыс. компаний.
"Закон 223-ФЗ, по нашим расчетам, охватывает около 300 тыс. организаций, и если крупные компании и корпорации в большинстве своем успеют выполнить требования закона, то в отношении малого и среднего бизнеса остаются вопросы, – говорит Сергей Габестро, генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru. – Опасения вызывают ГУПы, МУПы, предприятия коммунального хозяйства и т. д. Некоторые из этих компаний просто не осознают себя субъектами закона и не знают, какие требования им необходимо выполнять. На сегодняшний день у части госкомпаний нет даже собственных сайтов".
По словам эксперта, непонятно, зачем нужна норма о переходе под действие 94-ФЗ всех компаний, которые не успеют опубликовать информацию в срок. Ведь эффективно работать по 94-ФЗ практически невозможно. "По этому закону виды закупочных процедур для заказчика ограничены всего лишь тремя формами – электронный аукцион, запрос котировок и конкурс, что никак не соотносится с реальными рыночными отношениями, – заметил Сергей Габестро. – Ведь госкомпания в собственном положении о закупках может принять гораздо большее число возможных видов процедур в зависимости от ее конкретных потребностей. Очевидно, что 223-ФЗ нуждается в корректировке. На мой взгляд, необходимо убирать из него императивы и жесткие сроки исполнения. Норма о размещении информации о закупках просто должна заработать в реальные сроки. Можно даже ввести некую санкцию, но она не должна быть в виде предписания работать по 94-ФЗ. Ведь складывается противоречивая ситуация: скоро уже самого 94-го закона не будет, его заменит федеральная контрактная система, а санкция существует".
Действительно, участники госзакупок не раз отмечали, что работать по нормам 94-ФЗ уже само по себе наказание, поскольку практически невозможно производственным организациям закупать товары или услуги, не нарушая закон.
"Некоторые государственные заказчики, работающие сегодня исключительно по 94-ФЗ, нанимают юристов для поиска лазеек в этом законе, поскольку его нормы одновременно тяжеловесны и трудновыполнимы, но оставляют при этом возможности для нецелевого использования закупочных средств, – рассказал Андрей Бойко, коммерческий директор электронной площадки B2B-Center. – Стоит отметить и то обстоятельство, что не каждый опытный юрист может разобраться в нормах 94-ФЗ".
Поэтому 223-ФЗ по сравнению с 94-ФЗ, по мнению эксперта, просто "манна небесная" для предприятий, подпадающих под его регулирование. "Заказчик самостоятельно пишет Положение о закупках для своей компании, в котором определяет закупочные процедуры и основания их применения, – пояснил Андрей Бойко. – При этом заказчик не ограничен только теми процедурами, которые описаны сегодня в 94-ФЗ, но может использовать и современные, более совершенные механизмы. Новым законом установлены лишь основополагающие принципы, которым должно соответствовать Положение о закупках. Важнейшие из этих принципов: свободная конкуренция, информационная открытость всего закупочного процесса и обязательное использование торговых процедур (конкурса и аукциона) при проведении закупок. Образно говоря, новый закон – это "скелет", на который можно навесить "мяско" в той пропорции, количестве и т. д., которое удобно заказчику".
В Положении о закупках заказчик, как отмечают эксперты, может учесть специфику своей отрасли и в целом написать Положение "под себя". При этом такая самостоятельность накладывает на заказчика обязанность ответственно подойти к написанию Положения, поскольку именно оно фактически будет основным документом, определяющим в конечном итоге обязанности самого заказчика при осуществлении этой деятельности. Важно прописать в Положении все элементы осуществления закупочной деятельности, урегулировать состав процедур, детализировать требования к поставщикам и к закупочной документации, отразить, на какой площадке заказчик будет проводить закупки.
В 94-ФЗ из числа электронных процедур предусмотрено использование только электронного аукциона. Практика корпоративных электронных площадок показывает, что компаниям подчас удобнее работать с другими электронными процедурами. "Наибольшей популярностью пользуются запросы предложений, запросы котировок и конкурсы, – заметил Андрей Бойко. – Аукционы составляют около 3 процентов от общего количества закупок". По мнению эксперта, конечно, есть хлопоты, связанные с переходом на 223-ФЗ. Но лучше сейчас установить свои правила игры в Положении о закупках, нежели попасть в "лапы" жестко регламентированного 94-ФЗ, который обязывает заказчиков проводить закупки на пяти электронных госплощадках.
"Конечно, сегодня тяжело приходится ФГУПам, ГУПам, МУПам, МАУ; организациям, осуществляющим некоторые регулируемые виды деятельности, – отметил Андрей Бойко. – Сейчас они вынуждены самостоятельно регулировать собственную закупочную деятельность, хотя у них нет армии юристов, которые напишут Положение. Для них 100-500 тыс. рублей серьезные деньги, чтобы платить сторонним консультантам за разработку Положения. У них даже сайтов собственных нет для размещения информации по закупкам. Таким предприятиям я могу посоветовать взять за основу Положение о закупках крупных госкомпаний и переделать его под особенности своей отрасли".