Главное об электронных закупках

Государство готово отказаться от запретов и указаний в области госзакупок

Накануне были высказаны самые разные мнения по поводу четырех нормативных актов о госзакупках, подготовленных Министерством экономического развития

Государство готово отказаться от запретов и указаний в области госзакупок

Так, в прошлом месяце МЭР и общественная организация "Деловая Россия" совместно с торговым порталом Fabrikant.ru провели конференцию "Новый закон о закупках госкомпаний: развитие конкуренции в России".

В ходе оживленной дискуссии были высказаны самые разные мнения по поводу четырех нормативных актов о госзакупках, подготовленных Министерством экономического развития.

По мнению многих выступавших, федеральный закон №223 "О закупках товаров, работ, услуг" гораздо более прогрессивен по сравнению с ФЗ-94, так как он фактически изменяет вектор отношения государства к закупочной отрасли. 223-й закон показывает, что при повышении прозрачности системы госзакупок государство готово идти на снижение уровня императивных норм – запретов и указаний. Это радость для всех.

На конференции обсуждались и недостатки нового закона, вступающего в силу с января будущего года. Так, озабоченность вызывает множество ограничений для участников госзакупок: 223-й закон фактически является компромиссом между сторонниками жестко регламентирующего все процедуры 94-го закона и приверженцами более гибких норм.

Так, например, в нашу цифровую эпоху достаточно разместить информацию на сайте самой компании – с ней будет удобно работать, в отличие от портала zakupki.gov.ru, который признается многими участниками рынка неудобным и нестабильно действующим. Таким образом, становится не очевидной необходимость размещать всю информацию на одном портале, увеличивая тем самым непроизводственные затраты всех государственных компаний.

Большой отклик получила презентация Минэкономразвития по обеспечению 223-ФЗ. Очевидно, что в концепции заложено снижение императивных норм и запретов, возможность осуществлять торгово-закупочную деятельность удобным способом, без лишних затрат участников процесса. Информация, например, может публиковаться на всех сайтах или на едином сайте. Однако чтобы реализовать эту концепцию, нужно вносить изменения в закон.

Кроме того были затронуты вопросы, связанные с ведением реестра недобросовестных поставщиков. Одни считают, реестр недобросовестных госкомпаний должен быть един для всех. Другие считают, что каждая компания может вести свой индивидуальный список непорядочных участников рынка.

Еще одной темой оживленной дискуссии стали электронные торги. В ходе выступлений звучали разные мнения, схожие в одном: норма закона о перечне товаров, которые обязательно закупаются в электронной форме, не имеет права на существование в том виде, в каком она сформулирована сейчас. Создавать некий унифицированный, общий список товаров неразумно: для одной компании это один товар, для другой – другой. Иначе получится следующее: при невозможности эффективно закупать обязательную номенклатуру компании, организации придется идти в обход закона и нарушать установленные нормы. И это будет повторяться снова и снова. Тогда основная цель, которую ставит государство, – прозрачность, открытость и увеличение конкуренции – не будет достигнута.

В конце встречи инициативу "Деловой России" о создании Национальной ассоциации института закупок (НАИЗ ) поддержала министр экономического развития Эльвира Набиуллина . Работа по созданию НАИЗ идет, и это важно. Рынок отраслевых закупщиков уже зреет, становится более цивилизованным, и на нем нужен серьезный негосударственный игрок, который сможет защищать интересы всех компаний, в том числе и государственных. НАИЗ может стать единым центром компетенции.

Сергей Габестро, председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru

Статьи по теме