ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Госзакупки иностранного телеком-оборудования могут ограничить

Совет безопасности предлагает распространить запрет на приобретение госорганами иностранного ПО и телеком-оборудования. Ограничения могут быть введены не только в отношении заказчиков, работающих по 44-ФЗ, но и для компаний, размещающих заказы по 223-ФЗ. Более того, планируется обязать операторов связи при создании телекоммуникационных сетей за счет госбюджета использовать только российское оборудование, а для компаний, предоставляющих услуги связи органам государственной власти,  установить квоты на его использование.

С апреля 2018 г. власти могут обязать госведомства и госкомпании закупать российское телекоммуникационное оборудование. Предложение о внесении необходимых для этого изменений в законодательство было направлено Советом безопасности России в Министерство промышленности и торговли, сообщает РБК со ссылкой на письмо заместителя секретаря Совбеза Олега Храмова министру промышленности и торговли Денису Мантурову. Соответствующие поручения могут быть даны по итогам заседания Совета безопасности, посвященного состоянию защищенности информационной инфраструктуры России и мерам по ее укреплению, которое должно состояться в IV квартале 2017 г.

Запрет на закупки иностранного телекоммуникационного оборудования предполагается ввести по аналогии с запретом на приобретение иностранного программного обеспечения – то есть при наличии отечественных аналогов. Однако, если в отношении ПО ограничения действуют только для закупок, осуществляемых по 44-ФЗ, телеком-оборудование планируется запретить приобретать также по 223-ФЗ.

Кроме того, Совбез предлагает к 1 февраля 2018 г. обязать операторов связи использовать российское оборудование при создании телекоммуникационных сетей за счет госбюджета. В частности, речь идет о программе по устранению цифрового неравенства регионов, в рамках которой до конца 2018 г. Ростелеком должен обеспечить точками доступа в интернет со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с более 13 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек. Ограничения на использование иностранного телеком-оборудования могут также распространить и на операторов, предоставляющих услуги связи органам государственной власти – для них предлагается “установить критерий, связанный с долей отечественного телеком-оборудования на инфраструктуре оператора связи”.

В пресс-службе “МегаФон” Т94 сообщили, что оператор уже работает с российскими поставщиками и использует отечественную кабельную продукцию (радиочастотные и волоконно-оптические кабели), пассивные антенные устройства, оборудование транспортных сетей, а также широкий спектр отечественного программного обеспечения. Доля отечественного оборудования в сети “МегаФона” на протяжении последних нескольких лет стабильна, но оператор готов ее увеличить, если отечественные производители смогут предложить конкурентные решения. “Можем лишь сказать, что в России существуют единицы сильных производителей телеком-оборудования и ПО, и они работают в узких нишах. Возможно, что в ближайшее время российские производители представят свои решения в области серверов для хранения и обработки данных, которые будут востребованы среди операторов связи”, – говорят в компании.

С мнением оператора согласен эксперт в области телекоммуникаций Михаил Климарев – полностью отказаться от использования иностранного оборудования в телекоме сегодня невозможно. "На уровне доступа – ну, с натяжкой можно, если принять что OEM-оборудование, сделанное в Китае, но с наклейкой "Сделано в России" – отечественное. Более серьезной техники, скажем, базовых станций или маршрутизаторов уровня ядра у операторов, у российских производителей не существует, – говорит он. – То есть, если цель стоит в "обеспечении информационной безопасности" путем вывода из эксплуатации иностранного оборудования, то ответ – "нет". В любом случае, связь будет организована с применением "иностранного". Или не будет никакой”.

Кроме того, по словам Дмитрия Казанцева, начальника отдела правовой экспертизы B2B-Center, устанавливать единые требования к операторам, оказывающим услуги государству и гражданам, нельзя. “Если мы говорим о требованиях к операторам, предоставляющим услуги связи органам государственной власти, то в этой части предложение никаких вопросов вызывать не может в принципе: государство как заказчик устанавливает для обеспечения связью своих органов специальные требования, и эти требования находятся в русле импортозамещения. Это здорово, – говорит он. – Однако если даже за бюджетные деньги услуги связи оказываются непосредственно в интересах граждан, то ситуация меняется принципиальным образом: такое импортозамещение вполне может стать причиной ситуации, в которой “скорая” не успеет на вызов именно из-за проблем со связью, спутниковой навигацией и т.п. Здесь мы вплотную подходим к вопросу о пресловутых аналогах. Является ли ВАЗ-2106 аналогом Bentley Continental? По формальным признакам является – автомобиль, четыре колеса, четыре пассажирских кресла, даже стекла на дверях опускаются… Но почему-то именно легковые автомобили отсутствуют в известном перечне постановления № 656, запрещающем приобретать за бюджетные деньги определенные виды импортного автотранспорта”.

“Обязательства только для госсектора – приемлемый вариант. Почему государство должно поддерживать закупками "чужих" производителей? – согласен с ним Дмитрий Богословский, ведущий специалист по серверным решениям компании "НАГ". – Однако, в отличие от ПО, где мы, по сути, особо и не имеем отставания, поскольку фундаментальные знания и "школа программирования" никуда не делась, с "железом" все сложнее, процесс будет дольше и местами болезненней”.

Более того, подобные запреты для субъектов 223-ФЗ не укладываются в правовые конструкции действующего законодательства. По этому закону отечественным производителям можно устанавливать преимущества, что заказчики и обязаны делать по всем закупкам, однако при этом в законе нет оснований для установления запретов для производителей иностранных. “С точки зрения реальных закупочных практик такое ограничение представляется крайне рискованным. А вечная мантра про то, что заказчики по 223-ФЗ расходуют-де бюджетные деньги, вызывает лишь один вопрос: а кто им эти деньги предоставил? Ведь 223-ФЗ создавался для других целей, бюджетные деньги по нему тратиться не должны, и хоть как-то объяснимые в рамках контрактной системы запреты для субъектов 223-ФЗ неприемлемы, – говорит Дмитрий Казанцев. – Если есть проблема расходования бюджетных денег с использованием ненадлежащих механизмов, то решаться она должна на принципиально ином уровне, а не через установление неуместных в этой сфере антиконкурентных ограничений”.

Сомнения экспертов вызывают и указанные в письме сроки. “У каждой компании свои планы по модернизации. В данном случае получится внеплановая модернизация, это дополнительные расходы. И очень существенные”, – уточняет Дмитрий Богословский.

По мнению Дмитрия Казанцева, надо сосредоточиться на выпуске конкурентоспособного отечественного оборудования, а не насильственно за счет граждан создавать для производителей тепличные условия, с неизбежностью приводящие к стагнации технологий. “Ограничения в области закупок иностранного оборудования телекоммуникационными компаниями предполагают ряд оперативных мер, без которых отказаться от использования техники, приобретенной за рубежом, операторам связи будет довольно проблематично, – продолжает Михаил Алексеев, старший вице-президент MAYKOR, генеральный директор “ЦРТ Сервис” (входит в MAYKOR). – Очевидно, что недостаточно просто наладить выпуск аналогов в России. Необходимо обеспечить совместимость нового оборудования с уже установленным на предприятии, в том числе и на уровне программного обеспечения”.

Иного мнения придерживается Михаил Константинов, генеральный директор ЭТП ГПБ,  который считает инициативу Совбеза чрезвычайно актуальной и своевременной. “Очень много лет крупнейших хозяйствующих субъектов подсаживали на иностранное оборудование. Маркетинговыми и околополитическими методами. В том числе за счет сокращения отечественных ресурсов проектирования как устройств, так и элементной базы "гражданского" назначения. Под иностранное оборудование – от коммутатора до каналообразующих устройств – проектировались корпоративные сети передачи данных. В том числе критические для страны, предназначенные для передачи сигналов диспетчерского управления важнейшими технологическими объектами экономики страны”, – говорит он. Сегодня настало время начать избавляться от “последствий предательства отечественной радиоэлектронной промышленности”, уверен Михаил Константинов. В первую очередь по соображениям энергобезопасности страны. И начинать надо именно с введения ограничений.

Однако этого недостаточно. Следующим шагом должно стать создание госпрограммы в области возрождения отечественной радиоэлектронной промышленности, которой была бы предусмотрена подготовка кадров, их трудоустройство, модернизация производства, инвестиции в отрасль, в том числе от потребителей конечной продукции по модели "Будущая вещь", мониторинг качества инвестпроектов за счет входа инвестора в структуру себестоимости производства конечного изделия по всем уровням кооперации. “Конечно, сложностей прибавится, но это неизбежная плата за возрождение отечественного радиопрома, – говорит Михаил Константинов. – Стоит ли их преодолеть – да! Иначе централизованное управление распределенными технологическими объектами всегда будет под угрозой, все возрастающей по мере накручивания витков противостояния нашими заокеанскими "партнерами". 

“Если будет реальный контроль, то это приведет к развитию российского производства оборудования и софта на иностранных комплектующих, например, такого, как сегодня создает Eltex, а через 10-15 лет появления конкурентоспособной отечественной микроэлектроники, – продолжает Алексей Казанцев, руководитель отдела разработок компании "НАГ". – Если будет попустительство, то будут "русифицировать" через переклеивание наклеек и переупаковку, в том числе в другой корпус”.

Не столь оптимистичен Дмитрий Богословский, который считает, что ввод таких масштабных ограничений приведет к росту цен и замедлению развития телеком-рынка. Михаил Климарев уверен, что новую инициативу постигнет судьба аналогичной, предпринятой в отношении отечественного ПО. “Существует "реестр отечественного ПО", но это совсем не мешает госструктурам покупать ПО иностранного производства. При этом, какого-то значительного роста отрасли разработки не наблюдается”, – говорит эксперт.

“На сегодняшний день спектр применяемого операторами телекоммуникационного оборудования очень широк, российские производители в последние годы научились изготавливать многие артикулы, но далеко не все, которые могут потребоваться, – говорят в компании “ОБИТ”. – Подобные изменения в законодательстве, конечно, будут стимулировать российских производителей, но при этом поставят операторов в практически безвыходное положение при реализации проектов для госучреждений”.

Автор: Наталья Рудычева

Exit mobile version