ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Интеграторы восстали против закона о госзакупках

На слушаниях в Общественной палате гендиректор «Крок» Борис Бобровников озвучил претензии системных интеграторов к существующему закону о госзакупках (94-ФЗ) и предложения о том, что должно измениться. Как пояснил CNews исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев, работу над этими предложениями вели все члены ассоциации, а в единый документ их сводили эксперты IBS.

По мнению ассоциации, происходит деградация рынка ИТ-услуг из-за ряда факторов, которые приводят к росту коррупции и снижению качества сервиса. Связано это, как говорит Бобровников, с отсутствием жестких требований к качеству технических предложений, дробления комплексных работ на закупки компонентов для них, и, наконец, с использованием жалоб в ФАС как инструмента недобросовестной конкуренции.

Он остановился на этих трех проблемах подробнее. Недостаточно четкая регламентация требований к техническому предложению позволяет претендовать на подписание госконтракта даже участникам с некачественными предложениями, считают члены ассоциации. ФАС же трактует отклонение таких заявок не в пользу заказчика и отменяет такие решения.

Что касается комплексных работ, то при попытках госзаказчиков закупать их «под ключ» ФАС часто поддерживает их разделение на отдельные компоненты, что плохо как для квалификации компаний рынка, так и для информатизации госорганов, говорится в предложении интеграторов.

Наконец, жалобы в ФАС из единичных случаев превратились в стандартный рабочий процесс, считают в АП КИТ, называя оценку департамента по конкурентной политике Москвы – более 50 профессиональных «жалобщиков». В сфере ИТ в такой роли выступает ООО «Авангард», подавшая за два года с сентября 2010 г. 55 жалоб, утверждает Бобровников. 

Председатель совета директоров IBS Сергей Мацоцкий заявил CNews, что основная проблема не в самом законе о госзакупках, а в правоприменении. «Закон часто трактуется вульгарно, но за несколько месяцев совместной работы с ФАС это можно исправить», – считает он.

По оценке Бобровникова, сегодня доля госзаказчиков в заказах компаний ИТ-рынка составляет около 30% (без учета таких окологосударственных компаний, как «Сбербанк», РЖД и т.д.). «Многие госзаказчики не знают, как провести тендер так, чтобы выиграла нужная им компания, а не организация, заведомо неспособная выполнить подряд», – говорит он. Часто из-за таких демпингующих участников, требующих деньги за снятие своей заявки, заказчик решает вовсе не объявлять тендер, а сразу вернуть средства в бюджет вместо того, чтобы потом судиться с формально победившей компанией, добавляет Бобровников.

Мацоцкий со своей стороны говорит о том, что если учитывать 223-ФЗ, под действие которого уже попадают госкорпорации (Росатом и т.д.) и их «дочки», доля госзаказов будет составлять около 60-70% всего российского ИТ-рынка.

АП КИТ предлагает разработать типологию видов закупаемых товаров и услуг, чтобы ИТ-тендеры не проходили по одним правилам с «покупкой валенок». Предлагается создать типовые комплекты документов и согласовать их с ФАС, разработать вместе с ведомством методические указания по закупке комплексных решений и оценке технических документов участников. Бобровников также выступает за введение квалификационного раунда при проведении тендеров.

Николай Комлев надеется на помощь профильного министерства. «Вместо передачи в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) документа напрямую, мы хотим сделать это через Минкомсвязи, – говорит Комлев. – На осенней встрече руководства интеграторов с заместителем министра Марком Шмулевичем мы поднимали эту тему. Сейчас предложения переданы, ответной реакции пока нет».

К работе по изменению закона о госзакупках готовы подключиться и не участвовавшие в ней в рамках АП КИТ. «94-ФЗ, действительно, требует доработки – его критикуют все, кто с ним работает и не только в ИТ, а во многих отраслях экономики», – говорит CNews генеральный директор «Энвижн Груп» Алексей Тарасенко. Он называет те же минусы: отсутствие в документе жестких требований к качеству услуг и дробление комплексных работ. «Для того, чтобы сформулировать поправки к закону, которые могли бы изменить существующую практику в лучшую сторону, необходимо дать возможность заинтересованным участникам рынка представить собственные предложения в отраслевые союзы, ведомства и правительство РФ, – добавляет он. – Возможно, сформировать рабочую группу по совершенствованию и внесению изменений в данный закон в целях максимального учета интересов государства и рынка».
 

Exit mobile version