Порядок закупки услуг по организации детского питания и отдыха может измениться. Соответствующие предложения будут рассмотрены Госдумой. Однако все они предполагают внесение точечных изменений в законодательство, которые не принесут желаемого результата.
Роскачество выступило с предложением изменить порядок закупки продуктов питания для предприятий соцсферы. По словам Максима Протасова, руководителя Роскачества, сейчас главным фактором при определении победителя конкурса является цена, что приводит к тому, что в учреждения поставляется некачественная продукция. По мнению чиновника, необходимо добавить в список требований к поставщикам их репутацию, наличие на предприятии системы менеджмента качества, а также проверять продукцию на соответствие ГОСТам.
Одновременно в Госдуму внесен законопроект о том, чтобы госзакупки услуг по организации детского отдыха производились только на конкурсах с ограниченным участием. Госзаказчик должен будет проводить предквалифицикационный отбор всех подавших заявки компаний и только потом допускать их к конкурсу. С 15 марта 2019 г. уже вступили в силу изменения в правила оценки заявок на участие в конкурсе по организации отдыха детей, в соответствии с которыми значимость стоимостного критерия оценки должна составлять 40%, нестоимостного критерия оценки – 60%. В последнем не менее 45% должно приходиться на показатель опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Вопрос о том, что цена не может быть единственным, а зачастую и решающим критерием при выборе поставщика, актуален не первый год. Коммерческие заказчики, которые расходуют не бюджетные, а собственные деньги, в рамках открытых и конкурентных закупок зачастую выбирают не самое дешевое предложение. И этим решением реальная эффективность закупки не снижается, а повышается, уверен Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center.
По его мнению, учитывать репутационный и качественный факторы при закупке продуктов питания и организации детского отдыха давно пора. «В конце концов, даже банальная логика подсказывает нам, что несколько странно считать лучшей едой и самым безопасным отдыхом самые дешевые предложения, – говорит эксперт. – Другое дело, что точечные меры при всей их верности едва ли смогут решить проблему в условиях, когда единственным мерилом госзакупки остается разница между начальной ценой и ценой госконтракта, а аукцион считается единственно верным и самым конкурентным способом определения поставщика».
С тем, что предлагаемых мер недостаточно для того, чтобы обеспечить безопасность детей, согласен Андрей Полянский, руководитель департамента по государственным и корпоративным закупкам электронной торговой площадки «Российский аукционный дом». Конечно, поставщик должен специализироваться на оказании данного рода услуг, а стоимостной фактор не должен быть основным при определении победителя конкурса. Также необходимо учитывать опыт поставок, качество производства, наличие системы менеджмента качества в соответствии со стандартами (ISO и т.д.), членство поставщика в СРО. И, конечно, необходимо проводить предквалификационный отбор поставщиков, говорит эксперт.
Директор московской школы, к которому T94 обратился за комментарием, уверен, что для того, чтобы организовать по-настоящему вкусное и здоровое питание в школе, ее руководство должно иметь реальную возможность выбора поставщика. Очевидно, что в рамках существующей сегодня закупочной процедуры, при которой основным критерием является цена, приходится заключать контракт с теми, кто предлагает самую дешевую, но отнюдь не самую здоровую и вкусную пищу. Однако введение такого показателя как «репутация» вряд ли сможет существенно изменить ситуацию. Дело в том, что государственные учебные заведения в любом случае вынуждены выбирать поставщика из весьма ограниченного списка аккредитованных компаний, часто тесно связанных между собой. В сфере детского питания это несколько комбинатов, где производство еды поставлено на поток. «Изменить ситуацию к лучшему мог бы приход на этот рынок малого бизнеса – кафе и ресторанов, способных поставлять еду совсем другого качества», – пояснили Т94 в московской школе.
Напомним, что на днях был оглашен приговор руководству детского лагеря «Сямоозеро», где в 2016 году утонуло 14 детей. Виновные получили до 9,5 лет лишения свободы. В декабре 2018 г. в детских садах Москвы произошла вспышка дизентерии, источником которой стала поставляемая в них еда. А в феврале 2019 г. появилась информация о том, что в Ульяновском суворовском училище не меньше 26 курсантов заразились эхинококкозом, вероятнее всего через продукты питания.
Автор: Натальи Рудычевой.