Сразу хочется спросить, зачем специальная система для стадионов, если есть стандартные институты контроля расходования бюджетных средств в лице Минфина, Счетной палаты, Генпрокуратуры? Но стоит просто посмотреть вокруг, чтобы убедиться, что вопрос этот праздный.
В 2007 г. Путин специально просил не воровать на подготовке к Олимпиаде в Сочи: «Нельзя допустить расхищения государственных средств». И что, послушались его? Уголовных дел пока мало (по итогам прошлогодней проверки Счетной палаты МВД возбудило два дела о покушении на мошенничество, обвинения не предъявлены), но уже были громкие увольнения, а главное — стоимость подготовки к Олимпиаде за пять лет выросла почти в 5 раз. Стоимость саммита АТЭС во Владивостоке — тоже за пять лет — в 4 раза. Стоимость чемпионата мира по футболу за два года — в 4 раза (если иметь в виду максимальную оценку Минспорта).
Есть, есть у президента поводы не доверять подрядчикам (и заказчикам, соответственно, тоже). К чемпионату мира надо построить или реконструировать 12 стадионов. Учитывая историю строительства стадиона «Зенит» в Петербурге, это не может не пугать: за семь лет стоимость объекта выросла с 6,9 млрд до 43,8 млрд руб. (в 6 раз), до окончания строительства еще далеко, уголовное дело в отношении первого
подрядчика расследуется.
Правда, желание Путина проконтролировать расходы противоречит самому устройству нынешней российской экономики.
Мы уже писали о том, что это экономика мегапроектов, или экономика нулевого цикла (см. статьи от редакции «Чемпионат всего», «Ведомости» от 20.02.2013, и Кирилла Рогова «Возвращение в нулевой цикл», «Ведомости» от 25.02.2013).
Главные ее характеристики — массированные вложения в инфраструктуру с политической, демонстрационной целью. Отсюда Олимпиада, чемпионат, саммит АТЭС, инновационный центр «Сколково» и газопроводы «Северный поток» и «Южный поток».
Участникам выгодно как можно дольше осваивать деньги — отсюда обычный срыв сроков строительства. Политическая составляющая гарантирует рост расходов — в проектах с четкими датами вроде Олимпиады или чемпионата мира любые издержки на строительство будут компенсированы по политическим соображениям. Занимаются этим, как правило, близкие к власти финансово-строительные группы, для которых доступ к бюджету и завышение цен и есть главный бизнес.
Так что придется Путину заводить системы контроля за строительством театров, университетов, мостов, дорог и автобусных остановок. А для контроля за этими системами тоже нужны будут контрольные органы.