ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Квоты не помогают: Заказчик идет в обход

Президент России Владимир Путин на недавней встрече с представителями деловых кругов Ярославской области отметил, что госкомпании иногда используют разные предлоги для того, чтобы сократить закупки у малого и среднего предпринимательства и призвал проявить жесткость в этом вопросе. Почему введенные квоты старательно обходятся некоторыми заказчиками, Т94 расспросил экспертов рынка.

 

Суть законодательных преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства нам разъяснили в Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ): "По 44-ФЗ предусмотрен ряд преференций – закупки не менее 15% от совокупного годового объёма. Законом обозначены специализированные закупки у малого бизнеса с ценой, не больше 20 млн. руб., либо закупки на общих основаниях с условием о привлечении малого предпринимательства на субподряде. Также в контрактной системе прописаны условия контрактов, которые предусматривают обязанность поставщика привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа малого предпринимательства в объёме не менее 5% от цены контракта. Оплата по контрактам для малого бизнеса производится в течение 30 дней. И, кроме этого, для них предусмотрен пониженный размер обеспечения заявки – 2% от начальной максимальной цены".

 

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, рассказала Т94, что в числе самых распространенных уловок для обхода заказчиками установленных квот следует в первую очередь назвать закупки у "своего", аффилированного единственного поставщика. Такая закупка проводится под видом торгов с малым бизнесом. Также часто встречается дробление торгов на доли, которые опять же распределяются по "своим" из непрозрачного перечня.

 

Владимир Гамза, председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ, отмечает: "Уловок, обхода тендеров с малым бизнесом, много. Основные – создание "своих" участников, привлечение близких, а также подготовка тендерной документации в соответствии с теми показателями, которые отвечают требованиям заказчика. Иногда заказчиков сложно винить, потому что часто побеждают не те, у кого лучшее соотношение цены и качества, а те, кто демпингует и фальсифицирует. Многие крупные заказчики уклоняются от тендеров с малым бизнесом не для того, чтобы подсобить своим, а чтобы выигрывали качественные и проверенные исполнители, которым они доверяют".

 

Несмотря на объективные причины, некоторым заказчикам выгодно работать со "своими" поставщиками, потому что это возможность продолжать совместную коммерческую деятельность по осваиванию средств компании, одним словом – заниматься коррупцией.

 

Николай Дунаев, член президиума "Опоры России", привел пример РЖД: "Раньше компания занималась объединением контрактов. К примеру, на 400 железнодорожных станций железных нужно установить освещение. Вместо того, чтобы взять подрядчиков из Западной Сибири – небольшую компанию – и дать им обработать 20 станций за 20 млн. руб., РЖД берут все 400 станций от Хабаровска до Калининграда, упаковывают в один тендер и разыгрывают на одной площадке. Малый бизнес технически войти туда не может, только если на субподряде. После того, как этому заказчику сделали замечание, он стал использовать другую схему – разбивать закупку, но при этом в рамках каждой небольшой закупки объединять проектирование, техническое решение, монтаж, поставку, пусконаладку и сервис. Как минимум, нужно разбивать на отдельные части проект и монтаж. Таким образом, заказчик усложняет содержимое контракта и делает его абсолютно неподъемным. Во всем мире поставку, сервис, монтаж делают одни поставщики, проектом занимаются другие, а эксплуатацией занимается еще кто-нибудь. Когда описанные уловки не проходят, заказчик начинает выставлять совершено нереализуемые требования. Например, в прошлом году он выставил конкурс в декабре на поставку продукции, объем которой реально достижим за полгода, а поставка требовалась в январе. Подобные данные периодически уходят в прокуратуру. Есть еще и четвертая схема: допустим, малый бизнес готов поставить какое-то техническое решение или услугу, но заказчик выбирает техрешения или услуги внутри, а на площадку вывешивают тендер на лизинг. А так как лизинговые компании это уже другой вид бизнеса, то заказчик основную прибыль собрал на поставке, а лизинговая схема проходит вне конкуренции. Заказчикам удобно работать со своими, потому что они делятся прибылью".

 

Какими бы ни были причины уловок в пользу "своих" поставщиков, Президент РФ не в первый раз указывает на необходимость ужесточить исполнение норм закона по закупкам у малого и среднего бизнеса. Это означает, что многим заказчикам придется учиться работать по-новому. 

 

Авторы: Ангелина Жукова, Олеся Кривцова

 

Exit mobile version