Главное об электронных закупках

Лихачев: Государство должно открыто тратить народные деньги

Госзакупки существенный фактор экономического роста, который нужно ориентировать на развитие отраслей и инноваций, считает замминистра экономического развития РФ

Лихачев: Государство должно открыто тратить народные деньги

Новый федеральный закон о госзакупках даст возможность мониторинга и планирования заказа, государство должно открыто тратить народные деньги, считает замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Он принимает участие в обсуждении проблем совершенствования системы размещения госзаказов, которое проходит в четверг, 13 октября, в Москве с представителями Общероссийского народного фронта, общественных организаций, экспертами. В частности, он отметил:

«Мы должны провести в системе госзакупок колоссальную работу. Задача была поставлена в Послании президента РФ год назад и в бюджетном послании этого года. Работа уже была развернута широко. Все органы власти дали свои предложения. Отдельно идет дискуссия с Минфином. С 1 сентября идет общественное обсуждение нового закона. Поступило более 1200 поправок от Интернет-пользователей.

Госзакупки – это фактор экономического роста развития. Закупки госсектора – это 13 трлн рублей (6 плюс 7), это существенный фактор экономического роста, который необходимо ориентировать на акценты в развитие отраслей, модернизации, инновации. Говоря об эффективности госзакупок, важно помнить, что это прежде всего эффективное расходование бюджетных средств. Также важно помнить, что при исполнении госуслуг, госфункций необзодимо добиваться оптимального эффекта. Третье положение – это элемент доверия общества – государству. Государство должно открыто тратить народные деньги.

Большой плюс 94-го закона в том, что продемонстрирован новый подход в части информационной открытости. На сайте госзакупок есть проблема с поисковиками, но в целом это качественно новый уровень, общество может наблюдать за госзакупками. Электронные аукционы – шаг вперед, с точки зрения освоения заказчиками электронных технологий. Но концептуально, 94-й закон уже не соответствует многим методам и требованиям, в том числе, минимальной цены. Поэтому был разработан новый законопроект и поправки в сопутствующие законы.

Закупки в 2010 году составили 3,9 трлн рублей, и это только закупки в госорганах. В этом году – более заключено 5 млн контрактов и почти 2,5 трлн рублей. Наш прогноз на текущий год – 6 трлн рублей. Способы размещения госзаказа в этом году – 13,5% конкурсов, 38% электронные аукционы, 43% – единственный поставщик. Эта цифра нас поразила. Но сложные закупки явно не умещаются в процедуру электронного аукциона, поэтому заказчик обходит законы, чтобы разместить заказ у единственного поставщика.

Также растет количество несостоявшихся процедур – 50% конкурсов за первое полугодие. Это значит, что заказы также ушли к единственному поставщику. Такой рост не может не тревожить, как и недобросовестная конкуренция, фирмы-однодневки.

Новый закон даст возможность сквозного мониторинга, планирования госзаказа. Заказчик будет вынужден принимать решения ответственно и публично. Одна из новаций, которая включена в закон по результатам общественного обсуждения – реестр недобросовестных заказчиков. Это принципиальные отличия нового законопроекта и 94-го закона.

Важно также, что в новом законе прописана необходимость контроля и аудита. Критерии наименьшей цены может работать лишь в определенных случаях, рынок предоставляет много решений, и необходимо будет выбрать оптимальный. Также в законе должны быть антидемпинг и борьба с недобросовестными поставщиками. Должны быть механизмы, связанные с изменением контракта, его расторжением.

Мы говорим также о регулировании взаимоувязанного цикла: это прогнозирование и планирование. План не висит в воздухе, он увязан с госпрограммами, и в открытом доступе на сайте находится иллюстрация того, как госпрограммы превращаются в объекты закупок.

Важно также положение о расширении способа закупки. Новация номер один – открытый конкурс, который существует в 94-м законе, это остается и мы его считаем основным. Большинство товаров и услуг по нашим представлениям должно быть оценено не только по цене, но и ряду других параметров. Конкурс с ограниченным участием – это лишь предквалификация, которую может вести заказчик в случаях, установленных правительством. Сейчас мы расширяем право заказчика устанавливать предквалификационные требования, но как отдельную процедуру и с отдельной системой обжалования. Это непростая норма, но это настоятельное требование ряда министерств, чтобы такой механизм был у заказчика.

Двухэтапный конкурс прописан в законе только в случае проектной работы, закупкам и деятельности, относимой к сферам науки и искусства, когда невозможно описать конечный итог закупки.

Считаю, что электронный аукцион должен остаться. Мы его видим, как эффективный способ приобретения стандартизированных товаров, не изготовленных специально, когда рынком уже заданы параметры цены и качества.

В новом законе также скорректирован текст касаемый расторжения контракта. Отдельно мы расписали ответственность на всех уровнях: планирования, контроля и аудита.

Напомню, что мы находимся в достаточно серьезных временных рамках – 2 недели у нас есть на то, чтобы подготовиться к официальным дискуссиям в правительстве». 

Предлагаем вам высказать свое мнение о реформе госзакупок мы предлагаем вам на нашем форуме.

Статьи по теме