Мособлдума разработала проект поправок в 44-ФЗ, которыми предусмотрен переход на электронный документооборот на всех этапах взаимодействия между заказчиком и поставщиком в ходе госзакупки и исполнения госконтракта.
В ближайшее время в Правительство РФ и Госдуму будет направлен разработанный Мособлдумой проект поправок в 44-ФЗ, которым предусмотрено использование электронного документооборота (ЭДО) между заказчиком и поставщиком в ходе исполнения госконтракта, сообщает ТАСС со ссылкой на председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Мособлдумы Вячеслава Крымова.
Сегодня электронные документы используются только в процессе организации аукциона – они размещаются в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС). Все дальнейшее взаимодействие между госзаказчиком и исполнителем происходит по старинке – путем обмена бумажными документами. Авторы законодательной инициативы предлагают перейти к электронному документообороту и в ходе исполнения госконтракта, и в процессе приемки товара или выполненной работы. В пояснительной записке к проекту поправок сказано, что это позволит исключить коррупцию и сократить временные издержки сторон.
"В рамках госзаказа важно разделять электронное взаимодействие при выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) и электронное взаимодействие при подписании и исполнении контракта, – поясняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. – Первый вид взаимодействия называется электронной закупкой и возможен только с использованием функционала электронной площадки".
Когда организация выигрывает конкурс, она обязана загрузить в систему подписанный госконтракт. Но затем этот госконтракт все равно необходимо распечатать и провести через все внутренние инстанции компании. "В идеальной ситуации данный контракт должен загружаться во внутреннюю систему компании, проходить все согласования в электронном виде, а затем снова попадать на площадку и подписываться уже другой стороной, – рассказывает Андрей Буренков, руководитель департамента проектных решений Cognitive Technologies. – К сожалению, в настоящее время такой возможности системы электронного документооборота (СЭД) не предоставляют. У компаний есть отдельные решения для закупок и для автоматизации документооборота, но не хватает интеграции между ними". Можно использовать различные коннекторы для интеграции СЭД с внешними системами, но их эффективность необходимо тщательно просчитывать. "Если рассматривать ситуацию в контексте 44-ФЗ, то конечно же не хватает функции выгрузки планов закупок, контрактов на zakupki.gov.ru, интеграции без необходимости входа портал и возврата информации о победителе в систему", – продолжает Андрей Буренков.
Кроме чисто технических, есть и законодательные препоны для перехода на ЭДО. В коммерческих закупках и закупках по 223-ФЗ электронные закупки уже давно и успешно применяются, демонстрируя и высокий уровень конкуренции и значимые объемы экономии. В рамках контрактной системы сегодня этот инструмент используется лишь при проведении аукционов. "Распространение электронной формы на все способы закупки, предусмотренные 44-ФЗ, требует массивных изменений в законодательстве", – говорит Дмитрий Казанцев.
Если говорить об электронном взаимодействии в ходе подписания и исполнения контракта, то оно также широко распространено в коммерческой практике. "Мы давно используем электронный документооборот и являемся его аккредитованным оператором, – рассказывает Михаил Константинов, генеральный директор ЭТП ГПБ. – Всем нашим клиентам мы настоятельно рекомендуем перевести заключение договоров и сопровождение их исполнения в электронную форму. Совместно с нашим учредителем реализуем услугу сопровождения инвестиционных контрактов, позволяющую формировать и контролировать цепочку затрат исполнения проекта по всем уровням кооперации и гарантировать целевое использование средств".
О переходе на полностью электронное взаимодействие говорят уже очень давно – с момента появления электронного документооборота. Сегодня на рынке существует множество сервисов, способных его обеспечить. Однако их использование не всегда удобно. Например, электронные подписи необходимо подтверждать каждые пять лет. А подписывая документы электронной подписью, необходимо убедиться, что другая компания пользуется той же самой системой и поймет, что документ подписан. «Иногда между двумя компаниями требуется заключить отдельный договор в бумажном виде, где прописано, что документы будут переданы в таком-то виде, через такой-то канал связи и будут иметь юридическую силу на стороне заказчика, – поясняет Андрей Буренков. – Все эти условия достаточно сложны, и как следствие, повсеместное внедрение ЭДО затруднительно, несмотря на то, что данная инициатива актуальна и крайне важна уже не менее 5-7 лет. Технически это уже возможно, а вот юридически здесь еще нужны доработки».
Использование ЭДО помогает сократить временные затраты на подготовку и отправку документов, а также минимизировать риски, связанные с со спорами об их отправке и получении, продолжает Дмитрий Казанцев. «В совокупности с продуктами, поддерживающими управление корпоративными затратами нашего клиента, переход на электронный документооборот может служить мощным инструментом по борьбе со злоупотреблениями. И это доказано годами совместной работы с крупнейшими компаниями и их инвестиционными проектами, модернизирующими российскую экономику», – говорит Михаил Константинов. «А вот насколько к этому готовы госзаказчики, а значит, насколько эффективным окажется этот инструмент, будучи примененным в контрактной системе, – это требует отдельного исследования», – резюмирует Дмитрий Казанцев.
Автор: Наталья Рудычева