Главное об электронных закупках

Мультибанковые решения:

Высокотехнологичные цифровые сервисы и классический подход Газпромбанка

Мультибанковые решения:

Прошлый год стал для российского бизнеса в определенном смысле знаковым. С одной стороны, многие компании либо покинули рынок, либо справились с условиями “идеального шторма”. С другой стороны, “выжившие” стали гораздо внимательнее относиться к процессам управления ликвидностью. Как продукты сервисной линейки Газпромбанка и Электронной торговой площадки Газпромбанка (ЭТП ГПБ) могут помочь компаниям в решении этих задач? Какие факторы влияют на решения Банка и площадки о развитии того или иного продукта? Как изменились клиентские запросы за последний год? Об этом и многом другом рассказывает Владимир Бусько, первый вице-президент Газпромбанка и Михаил Константинов, генеральный директор ЭТП ГПБ.

Владимир, Михаил, 2023 год был для российского бизнеса в равной степени сложным и результативным. Компании стали гораздо внимательнее считать деньги: сокращать непрофильные расходы и внедрять системы эффективного управления финансовыми потоками. И продукты сервисной линейки транзакционного блока Газпромбанка и ЭТП ГПБ зачастую выступают незаменимым помощником. Заметили ли вы изменения в динамике прироста новых клиентов  в 2023 году?

Владимир Бусько: В 2022 году мы отметили ускорение роста клиентского потока Газпромбанка, этот тренд уверенно продолжился и в 2023 году. Мы продолжаем активно заниматься внешнеэкономической деятельностью. К нам приходит большое количество и средних, и крупных клиентов.

Мы были готовы к этому. Нас многому научила пандемия и 2022 год. Транзакционный бизнес — это бизнес, в который надо постоянно вкладывать ресурсы. То, во что вы вкладываем сегодня, принесет прибыль далеко не сразу. Нам удалось в разы увеличить объемы операций, а качество наших услуг только улучшилось.

Мы чувствуем, что компании бережно относятся к деньгам — времена бурного экстенсивного роста закончились. Все уделяют повышенное значение централизации казначейской функции — управлению ликвидностью. И мы предлагаем для этого свои решения — как коробочные, так и более сложные, составленные индивидуально под запрос клиента. В первую очередь, в подобных решениях заинтересованы крупнейшие компании. Деньги сейчас дорогие, поэтому надо беречь то, что есть.

Дальнейшее снижение банковских комиссий маловероятно – они уже установлены на достаточно низком уровне. А вот помощь банков в управлении ликвидностью очень востребована. Это и централизация казначейства, и системы кэш пулов, и банковское сопровождение контактов, и автоматизация закупочных процессов с помощью Электронной торговой площадки Газпромбанка, и многое другое. Мы видим кратный рост потребности в таких услугах.

Михаил Константинов: Хочу отметить, что наши клиенты уже много лет видят в электронной площадке не только обслуживающие организации, где можно выбрать нужное из списка продуктов, а хотят получить комплексное решение, удовлетворяющее потребности конкретного бизнеса. Поэтому важно создать решение, которое удовлетворит и финансистов, и бухгалтеров, и экономистов, и закупщиков, и логистов. Это должно быть сложное, многоуровневое, матричное решение, важной составляющей которого является мультибанковость. С помощью наших решений можно работать не только с Газпромбанком, но и другими банками. И это часто необходимое условие успеха.

— Михаил, продолжая тему, заданную предыдущим вопросом, можете ли вы рассказать о главных драйверах развития сервисов продуктовой линейки ЭТП ГПБ? На что вы ориентируетесь в первую очередь при принятии решения о разработке или адаптации того или иного продукта?

Михаил Константинов: Главным драйвером развития бизнеса в последние годы является импортозамещение. Качественноорганизованный закупочный процесс — это, в первую очередь, сервисы и технологии, обеспечивающие удобный клиентский путь. Мы активно занимаемся импортозамещением платформ и прикладных систем, инвестируем в это. Но такая же задача стоит и перед нашими клиентами. Поэтому мы наблюдаем рост интереса к продуктам обеспечения эффективного управления корпоративными затратами. И постепенно трансформируемся в вендора — поставщика решений не только для цифровизации закупочных процессов, но и для управления ликвидностью крупных корпораций. Сначала это были простые продукты, потом сложные системы управления ликвидностью, которые сегодня применяются крупнейшими стратегическими компаниями страны.

Владимир Бусько: Хочу отметить, что для среднего и малого бизнеса газпромбанксоздал систему цифровых сервисов на базе собственных продуктов. Все они зарегистрированы в реестре российского ПО. При этом мы стараемся сочетать высокотехнологичные цифровые сервисы с классическим подходом Газпромбанка, который сформировался за многие годы, — стараемся строить партнерские отношения с клиентами.

Помимо комплексных продуктов мы предлагаем и точечные решения, например, онлайн-инкассацию и услуги электронной площадки. Сейчас на фоне роста тарифов на классическую инкассацию спрос на онлайн-инкассацию растет кратно.

— Владимир, Михаил, и последний вопрос. На ваш взгляд, изменились ли мотивы и задачи, с которыми сегодня новые клиенты наиболее часто обращаются к вам? И, что не менее интересно, изменились ли потребности многолетних клиентов Газпромбанка и ЭТП ГПБ?

Владимир Бусько: Клиенты всегда обращались в Газпромбанк, за решениями,позволяющими сделать их бизнес более эффективным и прозрачным. Это по-прежнему так, однако сейчас подход несколько изменился. Если раньше они интересовались каким-то конкретным продуктом, как например, расчетно-кассовое обслуживание, или онлайн инкассация то сегодня обращаются за комплексными решениями – например, комплексом закупочных сервисов, которые обеспечивает ЭТП ГПБ. По нашим оценкам, около 90% клиентов настроены на полномасштабное сотрудничество с банком и Площадкой. И мы готовы обсуждать стратегию и задачи бизнеса, чтобы понять, чем мы можем помочь и сформировать наилучшее решение.

Говоря  о конкретных бизнес-задачах, то чаще всего клиентов волнует управление рисками, контроль над дочерними зависимыми обществами, централизация, автоматизация, управление платежной дисциплиной, составление бюджета денежных средств и т.д. Более того, нередко мы слышим от них запрос на новый, еще не существующий продукт. И в результате запускаем разработку новых решений. Например, модуль «Антифрод» в нашем платежном календарепоявился в ответ на запрос клиента касательно проверки контрагентов и платежей соответствие «белым» или «серым» спискам. Мы разработали соответствующий модуль, дополнили его функционал в соответствии со  своим видением проблемы, предоставили клиенту и выпустили на рынок в рамках нашего сервиса TMG.

Михаил Константинов: Хочу отметить, что ЭТП ГПБ вместе с Газпомбанком готоваразрабатывать решения для бизнеса любого масштаба.  Среди наших клиентов компанииразличных отраслей и сегментов бизнеса, имы с равным вниманием относимся кзапросам крупного бизнеса, так и компанийсектора МСБ. Например, компании малого и среднего бизнеса больше заинтересованы в пакетных решениях, им нужна большая гибкость и мобильность. И мы структурируем такие решения специально для них.

Михаил Константинов
Генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка

Статьи по теме