ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Оплата госконтрактов за 15 дней:

С мая этого года госзаказчики должны оплачивать работу малого бизнеса и некоммерческих организаций в течение 15 дней. Однако несмотря на эти и другие меры поддержки, реальным представителям малого бизнеса сложно наладить эффективное сотрудничество с государством по госзаказу, отмечают эксперты. Для представителей МСП серьезными барьерами по-прежнему являются необходимость обеспечения, сложные требования и жесткий процедурный контроль по мелким закупкам.

Улучшение условий доступа малого бизнеса к закупкам вот уже несколько лет является одним из основных направлений реформирования контрактной системы. По экспертным оценкам, доля малого бизнеса, являющегося производителем товаров, работ и услуг в госзаказе составляет около 2%, остальные 15-18% – это посредники, часто не очень добросовестные, говорит директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. "Ситуация с доступом малого бизнеса в госзакупках по 44-ФЗ намного хуже, чем в закупках госкомпаний по 223-ФЗ. Государству надо было начинать решать проблему доступа МСП с себя, то есть с 44-ФЗ", – добавляет он.

Несмотря на меры поддержки, реальным представителям малого бизнеса сложно наладить эффективное сотрудничество с государством. Проблема заключается в том, что чиновники ужесточают правила работы по госзаказу из-за высоких рисков неисполнения контрактов. Рост требований усложняет оформление документов, на что у МСП, как правило, нет ресурсов. Получается замкнутый круг.

Ситуация усугубляется задержками оплаты по заказу. Ведь даже если компания решит обратиться в суд и выиграет процесс, то на получение исполнительного листа может уйти около полугода, что критично для представителей МСП.

Бизнес-ассоциации неоднократно поднимали вопрос о своевременной оплате. В сентябре 2015 года после поручения Владимира Путина соответствующий проект поправок к федеральному закону 44-ФЗ был внесен на рассмотрение, рассказал T94 член Президиума Генсовета "Деловая Россия", руководитель Комитета по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов. Изменения в закон основаны именно на предложениях бизнеса, в том числе от "Деловой России".

"Бизнес тогда предлагал установить жесткий срок оплаты выполненных контрактов в течении 30 дней, а для малых и некоммерческих организаций – 15 дней. Правительство прислушалось к данным предложения и разработало соответствующие поправки в закон. 1 мая 2017 года он был подписан президентом", – отметил Сергей Фахретдинов. По его словам, нововведения будут способствовать повышению доверия бизнеса к участию в госзакупках, но останавливать процесс совершенствования законодательства нельзя.

Однако говорить о кардинальных сдвигах пока вряд ли возможно. В конце июня петербургские предприниматели жаловались на усложнение условий получения банковских гарантий претендентам на госзаказ. Усложняя процедуру, банки страхуются от невыполнения заказа после ужесточения условий выдачи банковских гарантий. Постановление правительства № 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" от 2014 года сделало банки полноценным участником госзаказа и обязало их контролировать не только расход средств, но и весь процесс, на который была выдана банковская гарантия, а также отчитываться перед заказчиком о ходе и качестве работ.

"По своему опыту могу сказать, что концептуально ничего не изменилось, административно навязываемые правила работают не так быстро, – рассказал Т94 член президиума "Опоры России" Николай Дунаев. – Условия в договорах будут меняться в течение долгого времени: пока юристы изучат, а директора подпишут новые документы. Сейчас можно требовать исполнения только принудительно, но это не вариант".

В качестве примера Дунаев приводит результаты работы по увеличению доступа МСК к госзаказу. "Реформа идет уже три года, а перемены наметились только в этом году, – отмечает он. – А если не брать в расчет компании, которые на самом деле малым бизнесом не являются, то результат будет еще меньше".

Требования обязательного размещения части заказов госкомпаний у малого бизнеса начали действовать с 2015 года. Сначала эта доля составляла 10% всего у 35 компаний, однако с тех пор ситуация изменилась к лучшему.

Данные из реестра договоров, проанализированные Минфином, показывают, что по итогам 1 полугодия 2017 года 11,2% общей стоимости заключенных договоров приходится на закупки у субъектов МСП. Но, как показывает практика, навязывание количественных показателей поддержки МСП толкает заказчиков на формальный подход по принципу "подряд ради отчетности". Власти признают, что иногда госкомпании заключают формальные договоры, стоимость которых многократно превышает предельные размеры выручки МСП.

Новые правила оплаты госконтракта стали ответом на объективную потребность, однако ещё только предстоит оценить, насколько эффективным был такой ответ, говорит начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. "Можно предположить, что не всегда затягивание с оплатой было следствием недобросовестности заказчика, а значит, например, в ситуации, когда до самого заказчика не доведены полные объёмы бюджетного финансирования, новые правила оплаты могу стать не только и не столько попыткой защитить поставщика, сколько созданием проблем для заказчика", – предполагает он.

"В течение полугода формально все будет перестроено под оплату за 15 дней, но заказчики начнут выстраивать конкурс так, что тот, кто будет указывать иные условия оплаты (например, через 30 или 60 дней), будет получать дополнительные балы", – прогнозирует Дунаев.

Сокращение срока оплаты решит только часть проблем, резкого увеличения участия МСП в закупках ожидать не стоит, говорит Ульянов. Для малого бизнеса серьезными барьерами по-прежнему являются требования обеспечения, сложные требования и жесткий процедурный контроль по мелким закупкам, перечисляет он. Проблема госзакупок в том, что их слишком, считает Дунаев.

Если думать о некоей идеальной схеме, то можно было бы помечтать о централизации расчетов за исполненные госконтракты, когда поставщик мог бы обратиться, в т.ч. с использованием электронных сервисов, в специализированную госорганизацию за выплатой денег, причитающихся ему по госконтракту, рассуждает Казанцев. "В этом случае такая оплата могла бы совершаться оперативно и независимо от наличия средств у конкретного заказчика. Сам заказчик, соответственно, получал бы обязанность перечислить деньги уже не поставщику, а в эту организацию. Однако остаётся открытым вопрос о том, насколько существенны необходимые для такой схемы корректировки бюджетного законодательства и бюджетного процесса", – заключает он.

Автор: Анастасия Смоленская

Exit mobile version