Проведенный весной 2015 года компанией АКОС опрос показал, что из 53-ех самых крупных PR-агентств Российской Федерации 42% выполняют заказы для госструктур и госведомств. Для самих коммуникационных агентств госзаказчик является важным клиентом — больше государства средства на свой пиар выделяют только IT- и телекомпании, а также производители и реализаторы потребительских товаров. При этом, в 2014 году рынок PR-услуг оценивался в 39 млрд рублей.
Российские госструктуры, согласно законам ФЗ-223 и ФЗ-44, должны заключать контракты на пиар-сопровождение через публичные тендеры системы госзакупок. Но для решения насущных и экстренных задач госзаказчики нередко пользуются услугами собственных штатных подразделений. Это обстоятельство приводит к тому, что внешним пиар-компаниям достается лишь конечная работа над улучшением репутации компании — организационные работы по проведению пресс-туров и мероприятий, изготовление именной сувенирной продукции, разработка и распространение рекламных материалов, медиа-подборок, проведение маркетинговых исследований.
В портфолио именитых PR-агентств трудно отыскать подробную информацию о работе, связанной с госструктурами. Даже преуспевшая на ниве госзаказа компания «Михайлов и партнеры», созданная нынешним генеральным директором ИТАР-ТАСС Сергеем Михайловым, особо не распространяется по этому поводу, скромно указывая на наличие опыта работы в госсекторе. Между тем, клиентами агентства были Газпромбанк, «Сбербанк капитал», «Газпром», «Алроса» и другие госкомпании и госкорпорации. Другое коммуникационное агентство — iMARS — может похвастаться контрактами с «Русгидро», «Роснефть», «Росатом», «Сибур» и ЭКСАР.
Владимир Ступников, занимающий место президента группы iMARS, рассказал об отличиях работы с государственными и частными компаниями. Прежде всего, по его словам, они используют разные подходы как к формированию техзадания, так и к исполнению самих контрактов. Госкомпании вынуждены разрабатывать техническое задание силами профильных департаментов, а частные игроки рынка зачастую проводят предварительный анализ, встречаются с экспертами, рассматривают возможности использования новых тенденций, коммуникационных трендов. И даже во время реализации проекта частный клиент, не скованный нормами закона о госзакупках бюджетных компаний, будет прислушиваться к рекомендациям исполнителя, корректировать план пиар-компании, сумму контракта.
Представитель другого рекламного агентства HQ Communications не согласен с мнением Ступникова. Он считает, что пиар частной фирмы практически не отличается от пиара государственной компании. И методы и каналы проводимых работ в обоих случаях одинаковы, а само государство можно сравнить с обычной компанией, которая также преследует определенные цели. Разница в работе государственных и частных компаний — в стоимости ошибок для бренда и объемах информации, утверждают в HQ Communications. Другое дело — сравнение малоизвестных и популярных компаний, будь то бюджетные или частные структуры. Продать пресс-релиз неизвестной фирмы «Ведомостям» будет намного сложнее другого какого-нибудь инфоповода про ВТБ, например.
При этом, в коммуникационном агентстве HQ Communications отмечают и другую сложность своей сферы деятельности — обеспечение нужной скорости реакции без потери самого инфоповода и качества его подачи. Важность этих составляющих сейчас понимают не только частные структуры, но и госсектор, который начал использовать корпоративные наработки. Среди них можно отметить работу с Big Data, new media и мобильными технологиями.