Главное об электронных закупках

После реформы госзакупок право «распила» достанется избранным?

Чиновники спорят, какая система контроля за государственными тратами не позволит воровать

После реформы госзакупок право «распила» достанется избранным?

Как украсть триллион

Пять лет назад государство закупало товаров на триллион рублей. Воровали пятую часть, 200 миллиардов. С тех пор общая цена закупок выросла впятеро, до 5 триллионов рублей. Но впятеро же поднялись и аппетиты «некоронованных королей распила». Закон о госзакупках переписывали ровно 20 раз. Но есть в мире постоянные величины. Одна пятая должна быть украдена, и точка.

Но закон о госзакупках доживает последние месяцы. Вместо него Министерство экономического развития вводит Федеральную контрактную систему (ФКС). По мнению чиновников, новая система – «прозрачная и сквозная», не украдешь. А как воровали до ФКС? Допустим, вы – чиновник и собираетесь купить степлеры. Но нужны вам не степлеры, а доллары.

Способ первый: «нереально дешево»

Степлер не может быть дешевле цены китайской фабрики. Но объявляем конкурс, и, о чудо, одна фирма готова продать десяток за копейку. Мы как честные чиновники обязаны выбрать именно ее – требование минимальной цены! Перечисляем ей деньги, фирма исчезает. Не плачьте, голуби, ведь это была наша фирма.

Способ второй: «атака клонов»

На конкурс пришли три фирмы. Но все почему-то принадлежат одному человеку, которого мы по странной случайности хорошо знаем.

Способ третий: «успеть за 60 секунд»

Мы сидим в Нарьян-Маре и хотим, чтобы степлеры нам доставили завтра из Калининграда. Какая удача, есть такая компания (и вот совпадение, ее директор – наш лучший друг)!

Способ четвертый: «в форме ласточки»

Мы – орнитологи-любители, и именно такой формы канцелярская принадлежность нам нужна. И как раз вчера один наш знакомый зарегистрировал компанию «Ласточка Лимитед». Жаль, завтра она уже не существует.

Будет как в Мексике?

Когда сделают ФКС, все эти хитрости можно списать в архив, заявили «КП» в Минэкономразвития. Все закупки – только на основе стратегических планов развития. Списки товаров публикуются в январе на год вперед. Если общественность или государственные контролеры заметят степлер в форме белочки, будет ата-та.

Круг доступа к закупкам сужается, формируется корпорация профессионалов, «офицеров по закупкам». Они займут кресла в «уполномоченном федеральном органе», который еще предстоит создать. «Офицеры» – люди настолько честные, что другим ведомствам совать нос в их дела запретят. И им многое будет позволено. Например, просто поговорить с бизнесменом и купить у него товар. Искать самую низкую цену тоже больше не надо: если есть большие, но по пять рублей – берем.

Что у вас, ребята, в трудовой

Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов недоумевает:

– В основе ФКС – презумпция добросовестности чиновника, который получает неслыханную свободу действий просто потому, что он, дескать, «честен».

– Система сконцентрирована на профессионалах, – не согласен директор портала Fabrikant.ru Сергей Габестро. – А контролировать будут ассоциации закупщиков, которые соберутся в саморегулируемые организации.

Из кого профессионалов вербовать будем? На форуме, где общаются будущие офицеры (forum.gov-zakupki.ru), подняли тему: а что у вас, ребята, в трудовой? Оказалось: юрист, юрисконсульт, специалист тендерного отдела, менеджер по организации торгов, экономист, фармацевт, программист, системный администратор. Жаль, не спросили, где учились. Вот бы посмеялись.

Где посадки?

Против ФКС выступает Федеральная антимонопольная служба. Там считают, что нужно лишь подрихтовать 94-й закон. Глава ФАС Игорь Артемьев написал эмоциональное письмо (копия есть у «КП»), где говорит прямо: «Если заработает ФКС, чиновник сможет выбрать того победителя конкурса, какого пожелает». Хорошо, пишет Игорь Артемьев, убедительно, но его скепсис в отношении общественного контроля мешает поверить ему до конца. Все-таки – будем объективными – возможностей присматривать за чиновниками законопроект Минэкономразвития дает много. Теперь это не зануды-блогеры, а организации бизнесменов, чьи интересы были ущемлены – они могут и в прокуратуру обратиться.

– Газеты публикуют статьи о золотых кроватях и диванах из крокодиловой кожи, но никого даже не увольняют, – говорит руководитель лаборатории интеллектуального анализа данных Иван Бегтин, – То, что теперь можно будет не просто поворчать, – это шаг вперед.

Против ФКС и серые дельцы, хорошо освоившие нынешний закон и помогающие нечестным чиновникам находить беспринципных бизнесменов. Эти дельцы называют себя «медиаторами». Крайне интересно: на форуме forum.gov-zakupki.ru будущие «офицеры» вовсю обсуждают, каким «медиаторам» стоит верить, каким нет. Если такса за услуги слишком низкая – кидалово. Что эти «медиаторы» делают? Например, могут рассказать бизнесмену, участнику закрытого конкурса, где все заявки в запечатанных конвертах, кто, собственно, участвует. И бизнесмен или снижает цену так, чтобы заведомо победить, или просто присылает к конкурентам ребят с бейсбольными битами. А вот загадочное объявление на одном из «медиаторских» сайтов: «Требуется посредник, имеющий прямой выход на руководство стекольного завода, для размещения нестандартного хорошо оплачиваемого заказа». Перевожу. Есть чиновник, который хочет купить стекло, а еще у него на Канарах крыша особняка прохудилась. Но нет поблизости должным образом коррумпированных директоров заводов. ФАС борется с такими агентствами, но как-то неубедительно.

Говорящие трусы

Закон о госзакупках – плохой, но все-таки великий. До него мы даже не подозревали, как именно воруют на закупках. А ведь это было всегда. 2000 год, гостиница в Москве, в номере – чиновники с Урала, иду к ним брать интервью. Раннее утро, в воздухе – дух вчерашнего веселья, по полу разбросаны предметы одежды, на дальней кровати спит мужчина в трусах и ботинках. Объект интервью извиняется за бардак, берет бумажку, чтобы нарисовать мне некий график, и вдруг бледнеет.

– Петрович, это какая платежка, белая или черная?

Трусы с ботинками оживают:

– Если подпись главбуха подлинная, то белая, – логично предположил их обладатель.

– Блин, белая, а мы в Минфин черную, что ли, отнесли?

Но вот появился сайт госзакупок, народ приучился туда ходить и обнаружил пресловутые золотые кровати для милиционеров, яхты с мини-барами для рыбоохраны и прочие милые радости. Какой бы ни получилась новая система, народ ничего не забудет и от чиновников не отстанет.

Но наивно думать, будто слабой памятью обладают и чиновники. Молодые не скрывают, что идут в чиновники, чтобы срубить. А те, кто уже там, не откровенничают, рубят. Я кое в чем уверен, и меня невозможно переубедить. Я считаю, что жаркая схватка ФАС и Минэкономразвития – это всего лишь спор о том, кого допустить к кормушке. Всяк лоббирует своих, кто «медиаторов», кто «офицеров».

Мнение эксперта

Александр ОСИН, эксперт компании «Финам»:

– Мы взяли систему аукционов с Запада, а она уже и там не работает, фактически там переходят на жесткий план. ФКС – шаг в том же направлении. Откатов, считаю, станет меньше. Делать госзаказы будем дешевле. Может, не по мировому разряду, зато без воровства. 

Статьи по теме