Главное об электронных закупках

Работа над реформированием госзаказа должна вестись совместно с бизнесом

Предложенная Минэкономразвития реформа законодательства по госзаказу обеспечивает новый уровень прозрачности и кардинальное повышение качества информации для бизнеса и общественности

Работа над реформированием госзаказа должна вестись совместно с бизнесом

 Предложенная Минэкономразвития реформа законодательства по госзаказу обеспечивает новый уровень прозрачности и кардинальное повышение качества информации для бизнеса и общественности. Об этом заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая с докладом на конференции «Применимость и использование Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», организованной Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» совместно с Минэкономразвития России.

«Бизнес должен иметь возможность в среднесрочной перспективе оценивать спрос государства на товары, работы и услуги, и, что немаловажно – на инновации», – цитирует слова Э.Набиуллиной пресс-служба Минэкономразвития.

Она поблагодарила «Деловую Россию» за организацию обсуждения закона о закупках в государственном секторе, который вступает в силу с 1 января следующего года.

«Данный закон важен не только с точки зрения организации закупочных процессов в госкомпаниях, он имеет большое значение для улучшения делового климата в стране в целом», – считает министр.

Она отметила, что основным вызовом для российской экономполитики является изменение модели экономического роста. «Мы должны сделать экономику более диверсифицированной. Для этого нужно активно задействовать все источники внутреннего спроса», – подчеркнула министр.

Большую роль, по ее словам, здесь играет спрос со стороны государства и государственных компаний. «Закупки для нужд государства – это 6 триллионов рублей ежегодно, которые из бюджета напрямую направляются в нашу экономику. Объем закупок государственных компаний и естественных монополий еще выше, около 7 триллионов рублей. В итоге мы говорим о 13 триллионах ресурса спроса, который должен подталкивать нашу экономику к диверсификации», – сказала министр.

Для этого необходимо обеспечить прозрачность условий и предсказуемость решений в госсекторе, отметила Э.Набиуллина. С этой целью Минэкономразвития начало масштабную реформу всего закупочного законодательства, состоящую из двух главных компонентов: реформа закупок для государственных нужд и закупки компаний с госучастием.

Закон 94-ФЗ «не стал фактором развития добросовестной конкуренции», – заявила Э.Набиуллина. По ее мнению, этот закон не дает возможность моделировать всю сферу закупок таким образом, чтобы давать ориентиры экономике, не создает условий для инвестиций.

Поэтому МЭР разработало закон о Федеральной контрактной системе, который должен заменить 94-ФЗ. «Переход к Федеральной контрактной системе, как мы надеемся, начнется с 1 июля 2012 года, с некоторыми переходными положениями для того, чтобы субъекты экономической деятельности могли адаптироваться к новым условиям регулирования», – сказала министр.

Что касается закупок компаний с государственным участием, предприятий ЖКХ, естественных монополий, они сейчас практически не регулируются. «В результате только некоторые госкомпании построили собственные эффективные закупочные системы, практики других – надо сказать, их большинство, – часто носят закрытый, иногда даже антирыночный характер», – отметила Э.Набиуллина.

«Учитывая объемы расходов госсектора, вы можете понять, какова цена неэффективных закупок. И платят эту цену в результате население и бизнес», – констатировала министр.

По ее мнению, ситуация должна существенным образом поменяться с вступлением 1 января в силу закона о закупках госсектора ( №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Э.Набиуллина пояснила, что Федеральная контрактная система и 223-й закон, являясь элементами одной реформы, тем не менее, решают отличные задачи и, соответственно, предусматривают разные механизмы регулирования. ФКС регламентирует весь цикл закупочных отношений, от прогнозирования и планирования государственных потребностей до приемки и качественной оценки результатов. 223-ФЗ только вводит информационные стандарты закупок для госсектора. «Но у них есть одна важная общая черта – новый уровень прозрачности закупок, кардинальное повышение качества информации для бизнеса и общественности», – отметила министр.

Она сообщила, что с 1 января 2012 года субъекты регулирования закона обязаны будут публиковать информацию о своих закупках на собственных сайтах. С 1 июля 2012 года будут действовать в интегрированной с госзакупками единой информационной системе. Госкомпании должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок и извещения о проведении торгов.

Необходима дальнейшая работа по подготовке подзаконной базы, от нее во многом будет зависеть эффективность регулирования закона, отметила Э.Набиуллина. По ее словам, часть этой нормативной базы должна быть создана уже в декабре этого года: разработка порядка размещения планов закупок, перечня товаров для электронных торгов, порядка публикации информации о торгах.

Новые правила для компаний обязательно должны создаваться в тесном взаимодействии с бизнесом, подчеркнула министр. Она предложила «Деловой России» вместе проводить мониторинг эффективности применения компаниями нового закупочного законодательства. «Возможно создание рейтинга прозрачности закупочных процедур в госсекторе», – отметила Э.Набиуллина.

Результатом этой совместной работы должно стать улучшение бизнес-среды в России, считает глава МЭР.

Статьи по теме