ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Регионы влезают в долги

Закредитованность регионов растет. На сайте госторгов регулярно публикуется информация о тендерах на открытие многомиллионных кредитных линий для пополнения дефицита бюджетов и выплаты долгов исполнителям государственных и муниципальных заказов. Проблема в политике межбюджетных отношений, при которой субъекты РФ получают больше социальных обязательств, чем у них есть средств, а все доходы уходят в федеральный центр, говорят эксперты.

Банкам выгодно участвовать в любых тендерах на кредиты, в том числе и для регионов, говорит гендиректор НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский. Это обычная банковская деятельность: кредиты на 10 млрд руб., как тот, что недавно пытались взять власти Удмуртии, выдаются не каждый день. Поэтому с точки зрения масштаба сделки банкам выгодно участвовать в таких закупках, однако с точки зрения долгосрочной платёжеспособности заказчика это может быть сомнительно, добавляет начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.

Что касается формы проведения тендера, то это зависит от критериев, по которым заказчик будет выбирать наилучшее предложение. Если отбор будет проходить исключительно по ценовому критерию с жестко заданными условиями, то лучше всего подойдет электронный аукцион; если выбор будет идти по нескольким критериям и будет рассматриваться совокупность условий, то – конкурс, поясняет Сухадольский. "Если заказчик всё же докажет свою состоятельность в качестве должника, то именно такая закупка будет тем редким случаем, в котором аукцион действительно эффективен: при надлежаще составленном кредитном договоре потенциальные поставщики кредита и в самом деле могут соревноваться лишь по поводу размера его ставки. Не под 30% же выдавать деньги бюджету", – отмечает Казанцев.

Аукцион подходит для покупки стандартного товара и услуги, кредит можно рассматривать в качестве такового, поэтому здесь его выбор может быть оправдан, заключает директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. "Регион, особенно сырьевой, на фоне коммерческого сектора, где числом превалирует малый и средний бизнес, является надежным заемщиком, поэтому он привлекателен для банков. Но не надо забывать, что реальная процентная ставка в России одна из самых высоких в мире, и обслуживание долга ляжет дополнительным тяжелым бременем на бюджет", – предупреждает он.

Вместе с дефицитом бюджета растут и долги по кредитам среди граждан. По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в первом квартале 2017 года рост просроченной задолженности вновь опережал рост кредитного портфеля в целом. Самые закредитованные домохозяйства в России находятся в республиках Калмыкия, Тыва, Чувашия, Иркутской, Тюменской, Новосибирской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. 

Дефицит региональных бюджетов – это давняя проблема, которая обострилась на фоне неблагоприятной экономической ситуации, но ее причины в самой структуре межбюджетных отношений, считают эксперты.

"В данной ситуации виноват не только экономический кризис, но и неправильная политика межбюджетных отношений, – уверен Ульянов. – Федеральный центр оставил регионы на "голодном пайке", перераспределив в свою пользу значительную долю ресурсов. При этом центр сбрасывает на регионы большее число обязательств, в первую очередь, социальных (например по т.н. майским указам президента). Тем не менее многие регионы даже при таких условиях могли бы форсировать экономическое развитие и нарастить доходную базу. Но тут приходит вторая проблема: система межбюджетных отошений стала настолько сложной и запутанной, что в регионах зачастую не понимают, что усилия по наращиванию доходной базы будут вознаграждены".

Экономическая ситуация стала скорее катализатором актуализации давно назревавшей проблемы, отмечает Казанцев. "Ее корнем можно назвать двойную бюджетную диспропорцию: во-первых, регион обязан финансировать из своего бюджета больше, чем позволяют средства этого бюджета; во-вторых, реальный вклад жителей региона в национальную экономику весьма опосредованно влияет на наполняемость их бюджета. Регион, добывающий ценнейшие ресурсы, может оставаться вечно дотационным просто потому, что все заработанные деньги отправляются в центр, чтобы потом быть перераспределёнными из общего котла, – описывает ситуацию эксперт. Принципы такого перераспределения – вопрос отдельный. Но на самоокупаемости среди регионов сейчас лишь единицы (в т.ч. Москва с её 15-миллионным населением и высокой на общероссийском фоне базой для сбора НДФЛ). При этом круг потребностей, которые необходимо профинансировать из регионального бюджета, не изменяется принципиально от того, прислали ли из центра 100 млн. или, допустим 10 млрд. В этих условиях дефициты бюджетов будут лишь нарастать".

Показателен пример Калужской области, власти которой проводили политику привлечения инвестиций. "В итоге регион только потерял в средствах: всю прибавку забрал себе федеральный центр, а область лишили трансфертов. Получается, что для губернаторов более выигрышной оказывается стратегия проводить все время в Москве, выбивая средства по многочисленным программам, чем заниматься развитием региона, – констатирует Ульянов. – Возникает заколдованный круг: регионы соревнуются в дележе уменьшающегося пирога. В скором времени такая закручивающаяся спираль может привести к печальным последствиям, – заключает он. – Деградация социальной сферы и так идет полным ходом".

Автор: Анастасия Смоленская

Exit mobile version