Главное об электронных закупках

Рынок лекарств ЕАЭС: Заграница не поможет

Проще объединить международные ресурсы в космосе.

Рынок лекарств ЕАЭС: Заграница не поможет

17 мая прошел совет Евразийской экономической комиссии, на котором обсуждались в том числе и акты, регулирующие единый фармацевтический рынок. Всего их в настоящее время разработано более двадцати. Тем временем, Т94 побеседовал с российскими экспертами фармацевтического рынка о текущей ситуации.

 

Производство лекарственных препаратов в России переживает не лучшие времена. По данным Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП), нередки случаи, когда госзакупки вакцин, например, проводятся ниже их себестоимости.  "Такие госзакупки антирыночны, – пояснил Т94 Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. – Мы регистрируем цену, и далее не можем продавать вакцины по более высокой цене, вне зависимости от инфляции, так как они входят в перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В этих условиях производителю остается либо уходить с рынка, либо работать себе в убыток". 

 

На 2017 г. в России утвержден перечень ЖНВЛП, состоящий из 646 международных непатентованных наименований. В некоторых аптеках лекарственные средства этой категории могут составлять до 30% ассортимента. Спрос на них не падает, а производить невыгодно. Как изменится ситуация с введением общего рынка лекарств ЕАЭС, пока неясно. По словам Виктора Дмитриева, в каждой стране есть свои особенности ценообразования. Например, в Казахстане заключаются контракты с местными фармпроизводителями на несколько лет вперед, и устанавливается монопольно высокая цена. Это удар по бюджету здравоохранения, но местный производитель может комфортно работать.

 

По сравнению с производителями фармпрепаратов в других странах ЕАЭС, российские защищены крайне слабо. "В Белоруссии, – продолжает Виктор Дмитриев, – есть правило, предписывающее выкладывать белорусские лекарства в аптеках первыми, даже если есть более дешевые российские, например. Если аптека нарушает это правило, она может лишиться лицензии".

 

Т94 обратился к заместителю генерального директора сети "Губернские аптеки" Ольге Черновой, чтобы узнать, есть ли подобные правила в России. "Нет, такого регулирования в настоящее время нет. Лекарства в аптеках выкладываются только в соответствии с их назначением, от производителя выкладка не зависит. Единственное, что мы обязаны делать, – это при запросе покупателем какого-либо лекарства сообщить все возможные ценовые варианты, имеющиеся в наличии", – говорит эксперт.

 

Получается, что единый рынок, насчитывающий 180 млн потребителей, российского производителя не спасет, а если и спасет, то совсем не вдруг.

 

"На самом деле процесс формирования единого рынка займет несколько лет, для большинства рядовых потребителей все изменения скорее всего пройдут незаметно. Пока однозначно можно сказать, что в выигрыше окажутся крупные фармкомпании, которые работают сразу в нескольких странах. Особенно те компании, которые либо предлагают оригинальные разработки или дженерики дорогостоящих лекарственных препаратов. Уровень конкуренции в отдельных сегментах будет повышаться, но глобально расстановка сил если и будет меняться, то в очень долгосрочной перспективе. А вообще для российских компаний, да и для компаний из других стран ЕАЭС, наступает момент, когда нужно очень предметно задуматься о международной экспансии. При этом, правда, надо очень трезво взвешивать свои силы, грамотно выстраивать отношения с локальными партнерами, и вообще на чудо надеяться не стоит. Ситуацией получится воспользоваться, только если этим направлением активно заниматься", – пояснил Т94 Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма".

 

"Надо поработать на этом новом рынке, понять, что происходит, – заключает Виктор Дмитриев. – О каких-то первых результатах можно будет говорить не раньше, чем через год".

 

Напомним, что принципы функционирования общего рынка лекарственных средств ЕАЭС были закреплены В Договоре о Союзе от 29 мая 2014 г. Датой начала функционирования рынка ранее называлось 1 января 2016 г. Реальной датой стало 6 мая 2017 г. Процесс затягивала сначала российская сторона, а до последнего времени ждали решений Кыргызстана. Переходные периоды для обращения продукции, зарегистрированной до этой даты, составляют 10 лет для лекарственных препаратов и 5 лет – для медицинских изделий, к этому сроку необходимо привести их в соответствие с едиными требованиями и правилами Союза.

 

При этом на национальном уровне государства ЕАЭС решили сохранить регулирование таких вопросов, как проведение процедуры определения взаимозаменяемости лекарств, ценообразование, розничная торговля и реклама лекарственных средств, контроль и надзор за обращением лекарств – то есть, все то, что заметно конечному потребителю. Общими будут требования к лекарственному средству как к объекту регистрации, документы по безопасности, эффективности, качеству и контролю.

 

По прогнозам аналитиков QuintilesIMS, в долгосрочной перспективе лекарственный рынок стран ЕАЭС в денежном выражении сократится на 6% из-за снижения цен на препараты в целом. 

 

Николай Беспалов высказывает по этому поводу разумные сомнения: "В контексте формирования единого рынка ЕАЭС возможность сокращения цен на лекарственные препараты – это перспектива весьма неопределенная. В теории гармонизация требований к обращению лекарственных препаратов действительно обещает экономию для тех компаний, которые представлены сразу на рынках нескольких стран. Но, в основном это касается глобальных корпораций, которые и сейчас работают в соответствующих странах. Есть, правда, некоторое количество крупных фармкомпаний, которые сейчас так же работают в большинстве стран ЕАЭС, их издержки тоже сократятся. Но опять же речь идёт только о снижении издержек, никто не обещает, что компании вслед за этим будут сокращать цену.

 

Для относительно небольших локальных предприятий, ситуация кардинально не изменится, поскольку помимо возможности доступа к общему рынку, успех того или иного продукта определяется массой других факторов, в числе которых необходимость построения системы дистрибуции, продвижения продукции на рынке и т.д. Эти мероприятия весьма затратны, гармонизация правил доступа на рынок позволит получить очень небольшую экономию на фоне этих издержек. Плюс большинство отечественных производителей на пространстве ЕАЭС зависят от поставок иностранных фармсубстанций и оборудования. Поставщики этих решений в большинстве случаев пересекаются, так что возможностей для ценовой конкуренции в этом отношении у компаний очень немного.

 

Теоретически есть основания думать, что количество игроков на локальных рынках от формирования единого рынка все-таки вырастет, соответственно в отдельных продуктовых нишах должна вырасти конкуренция. Но, пока это очень умозрительный довод, скорее всего это будет актуально для отдельных продуктов и не будет оказывать на общий уровень цен хоть сколько-нибудь заметного значения. Те компании, которые в настоящее время продают свои препараты с отрицательной маржой, вынуждены покрывать убытки за счет других продуктов. Эта ситуация никак не изменится после начала работы единого рынка".

 

Ошибкой было бы воспринимать создание единого рынка лекарств ЕАЭС как один проект. Это целый комплекс разноплановых проектов, по каждому из которых требуется договоренность всех стран Союза во-первых и гармонизация его с остальными во-вторых. 

 

На уровне одного проекта, с легко просчитываемой экономической моделью, достичь договоренностей и получить результат можно относительно быстро, хотя бы даже и на космическом уровне. Свежий пример – создание современной группировки спутников для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Итогом станет объединение ресурсов стран ЕАЭС в космосе. Этот проект обсуждался в Евразийской экономической комиссии 16 мая 2017 г. Как сообщает пресс-служба ЕЭК, "Завершающим этапом проекта к 2020 г. станет совместное изготовление и запуск первого образца космического аппарата Союза, характеристики которого будут по многим параметрам превосходить существующие и перспективные иностранные аналоги. Это позволит увеличить долю отечественных производителей электронно-компонентных баз для создания таких приборов до 70% за счет вовлечения новых потенциальных производителей государств ЕАЭС".

 

Производителям же фармпрепаратов пока придется помимо непреходящих задач непосредственно производства и сбыта решать проблемы регистрации, упаковки и маркировки своей продукции по новым правилам. Плюс изыскивать ресурсы на повышение качества своей продукции. Прогнозировать экономический эффект на ближайшие три года в рамках всего союза или хотя бы для отдельного производителя сейчас не берутся даже эксперты.

 

Автор: Олеся Кривцова

Статьи по теме