Волгоградская прокуратура на днях сообщила, что за нарушение непрерывности процедуры закупки в связи с необеспечением оператором надежного функционирования программных и технических средств, наложен штраф на ЭТП "Электронные торговые системы". Эксперты Т94 прокомментировали ситуацию.
Как показала проверка прокуратуры, в июне 2016 г. при проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и поставке бланков для Волгоградской городской Думы, некоторые поставщики не смогли поучаствовать в торгах из-за неполадок в системе. Конкурс был перенесен на следующий день. За это нарушение электронной площадке назначен штраф в размере 300 тыс. руб.
Денис Анциферов, Директор по информационным технологиям Торгового портала "Фабрикант", пояснил Т94: "Штрафы за срыв торгов на законодательном уровне предусмотрены только для площадок, отобранных для проведений торгов в рамках 44-ФЗ. На других площадках штрафы могут присутствовать, но только при наличии индивидуальных договоренностей с конкретными заказчиками".
Георгий Сухадольский, Генеральный директор Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок, в комментарии Т94 указал на то, что подобные штрафы ранее не практиковались, но их введение – позитивный факт, повышающий прозрачность торгов. Заказчики и поставщики, зная, что есть подобный метод регулирования, скорее пойдут на крупную ЭТП. "Площадка, о которой идет речь, – одна из пяти допущенных для организации торгов по 44-ФЗ, это солидный ресурс, раньше он назывался ЭТП ММВБ. Если говорить о мелких электронных торговых площадках, – продолжает эксперт, – то до сих пор нет даже законодательного определения, что такое ЭТП".
Руководитель аналитического центра Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) Владимир Ястребов развил для Т94 эту мысль: "На сегодняшний день специалисты АУЗ насчитывают до 7000 торговых площадок. Из них обновляются на регулярной основе только 150 сайтов, остальные размещают электронные заказы "по мере необходимости": 1-2 раза в год. Огромное количество сайтов для размещения информации о торгах – это атавизм периода становления электронных закупок в нашей стране. Сегодня в существовании сотен и тем более тысяч площадок нет потребности. Они несут вред всей системе электронных закупок. И не только потому, что их владельцы намеренно скрывают лоты. Существуют также технически малограмотные заказчики, которые уверены, что если разместили предложение на своем сайте – то получат огромный поток участников. И искренне удивляются, что нет желающих выполнить контракт. Хотя причина провала торгов кроется в низкой посещаемости ресурса: за месяц может не превышать 10 человек".
По данным исследования, которые предоставила Т94 Единая электронная торговая площадка, анализ 16,5 тыс. проведенных в 2016 г. государственных (регулируемых 44-ФЗ) и корпоративных (регулируемых 223-ФЗ) закупок показал, что существует определенное оптимальное количество участвующих в закупке поставщиков, которое находится в диапазоне от 3 до 16 участников, в зависимости от категории товаров. "Видя относительно ограниченный масштаб конкуренции, участник аукциона психологически готов по-честному "биться" за право заключения желаемого контракта. А когда в закупке участвует слишком большое количество компаний, поставщик формально делает пару шагов на понижение, видит, что оппоненты продолжают активно понижать стоимость, и затем отстраняется, теряя интерес к дальнейшей энергичной борьбе за контракт", – отмечает генеральный директор ЕЭТП Антон Емельянов.
Высокая конкуренция может отвратить неуверенного в себе поставщика от крупной ЭТП. Но разумеется, если у ресурса посещаемость составляет несколько десятков человек в месяц, даже трех участников на лот не будет. "У некоторых экспертов существуют опасения, что если законодательно запретить такие сайты, обязав заказчиков размещаться только на пяти основных порталах – то рынок может "потерять" до 30% лотов. И приводят в качестве аргументов статистику поиска на государственных сайтах и специальных парсерах, которые автоматически проводят мониторинг всех существующих торговых площадок (на государственных площадках по некоторым позициям находится в 10 раз меньше лотов). Однако, по моему убеждению, эти опасения напрасны. Заказчикам будет некуда деваться, они вынужденно станут пользоваться официальными площадками", подытоживает Владимир Ястребов.
Денис Анциферов уверен: "Если говорить о надлежащем уровне информационной безопасности, то, несомненно, его могут поддерживать только крупные электронные площадки. Затраты на качественное сертифицированное программное обеспечение очень высоки. Например, затраты на поддержание и развитие надлежащего уровня систем информационной безопасности могут доходить до 20 – 30 млн руб. в год без учета зарплат профильных сотрудников. Небольшие площадки просто не могут себе позволить использование программного обеспечения и аппаратных средств такого уровня. Кроме того, в момент оказания непосредственно профильных услуг электронной торговли операторы электронных площадок параллельно осуществляют лицензируемые виды деятельности, такие как обработка конфиденциальной информации, оказание услуг по шифрованию и пр. Операторам электронных площадок необходимо получать соответствующие лицензии, что также требует значительных затрат как временных, так и финансовых ресурсов. Большинство мелких операторов либо вообще не задумываются об этом, либо заключают договоры со сторонними организациям. При этом по факту непонятно, с каким качеством данные услуги оказываются".
Несмотря на солидные вычислительные ресурсы, и на крупной ЭТП может быть сбой. По словам Георгия Сухадольского, нет электронных торговых площадок, которые были бы от этого полностью застрахованы. Однако, зная о возможности административного наказания, площадки будут активнее работать над безопасностью и отказоустойчивостью программного обеспечения.
Итак, если какая-то площадка была оштрафована за технический сбой, это говорит только о том, что ее работа под контролем, и количество сбоев будет минимальным. Мелкие же площадки могут преподнести любой сюрприз как подрядчику, так и заказчику.
Автор: Олеся Кривцова