ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Споткнутся о ценовой порог:

Максимальный ценовой порог закупки госкомпаний у субъектов малого и среднего бизнеса в 2018 году может опуститься с 4 до 2 млрд рублей, заявил гендиректор Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман. Корпорация МСП фиксирует снижение максимальных сумм контрактов при закупках у малых компаний. О том, что госкомпании заключают формальные договоры, стоимость которых многократно превышает предельные размеры выручки МСП, эксперты говорят уже давно. Раньше госкомпании укрупняли заказы, чтобы они не достались малому бизнесу. Что принесет 2018 г.?

По словам Бравермана, крупнейшие госкомпании снижают максимальные суммы контрактов при закупках у малых компаний. "В начале нашего пути было очень много крупных закупок. Например, на 4 млрд рублей – это сомнительная закупка для малого и среднего бизнеса, это означает аффилированность. Теперь эти закупки (верхний предел) снизились в 2,5 раза", – отметил он.

"Раньше компании специально укрупняли закупки, чтобы отсекать мелкий и средний бизнес. Например, трубы, краны, стулья, доски – все загонялось в один лот и укрупнялось. Если речь идет о разукрупнения лотов на монолитные составные части, это очень хорошо. Но тогда не хватает строчки, которая бы указывала на разукрупнение", – рассказал Т94 член президиума "Опоры России" Николай Дунаев.

Сегодня госкомпании обязаны передавать малому и среднему бизнесу 18% своих закупочных бюджетов, причём 10% они обязаны распределить по итогам закупок, в которых участвуют только субъекты МСП. "Максимальная цена закупки в последнем случае не может превышать 400 млн. рублей в силу прямого указания п. 19 Постановления № 1352. Миллиардные закупки, таким образом, возможны без нарушения закона лишь за пределами этого десятипроцентного сегмента – прежде всего, в случаях закупки у единственного поставщика", – поясняет начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. Если единственному поставщику, пусть даже формально соответствующему признакам среднего предприятия, передаётся подряд на 4 млрд. рублей, то это и в самом деле вызывает вопросы о том, насколько это помогает развитию малого бизнеса, отмечает он.

Снижение порога выглядит логично – он соответствует порогу годовой выручки для отнесения копании к МСП, считает директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. "Не секрет, что некоторые госкомпании отчитались, что передавали многомиллиардные заказы субъектам МСП. Не думаю, что можно говорить о "тенденции", порог в 2 млрд. вполне корректен. Будем надеяться, что госкомпании перестанут отчитываться выполнением квоты по закупкам у МСП многомиллиардными контрактами с аффилированными структурами", – говорит он.

О том, что госкомпании заключают формальные договоры, стоимость которых многократно превышает предельные размеры выручки МСП, эксперты говорят уже давно. Летом Минфин подготовил отчет, согласно которому самым крупным договором с субъектом МСП оказался договор ВТБ 24 от 20 января 2017 года. Сумма контракта составила больше 14,7 млрд. руб. (закупка у единственного поставщика). "Данная практика может рассматриваться как формальное выполнение квоты закупок у субъектов МСП", – говорится в отчете.

Собственно, установленный Постановлением № 1352 порог в 400 млн. рублей нужен как раз для профилактики случаев, когда большинство МСП просто не могу исполнить миллиардный подряд – и в результате остаются вовсе без заказа; в контрактной системе, кстати, аналогичный порог ещё ниже, поясняет Казанцев.

"Если мы говорим о поддержке малого бизнеса, то пресловутое "дробление" закупок становится неизбежным и даже прямо необходимым для того, чтобы обеспечить работу как можно большему количеству малых предприятий. Разумеется, при этом оно не должно доходить до утрированных форм разделения одного крупного заказа на тысячи однородных контрактов, каждый из которых не превышает 100 тыс. рублей. Впрочем, сегодня рынок предлагает и альтернативные механизмы обеспечения большого количество малых предприятий подрядами – например, путём распределения одного заказа между несколькими победителями конкурентной закупки", – заключает Казанцев.

Данные из реестра договоров, проанализированные Минфином, показывают, что по итогам 1 полугодия 2017 года 11,2% общей стоимости заключенных договоров приходится на закупки у субъектов МСП. Наибольшей популярностью у госкомпаний и компаний с госучастием пользуются услуги МСП по ремонту оборудования, инженерно-технического проектирования; работы по строительству коммунальных объектов для электроснабжения и связи; услуги в области технических испытаний, исследований, анализа и сертификации. Среди товаров, которые они закупают у МСП, лидируют компьютеры и периферийное оборудование; медицинские инструменты и оборудование; здания и работы по возведению зданий; лекарственные препараты и материалы, применяемые в медицинских целях; а также услуги частных охранных служб.

Автор: Анастасия Смоленская

 

Exit mobile version