Главное об электронных закупках

Торги для избранных: Заказчики смогут проводить закрытые закупки в электронной форме

Проект поправок к 223-ФЗ обсуждается.

Торги для избранных: Заказчики смогут проводить закрытые закупки в электронной форме

До 15 марта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов будет проходить публичное обсуждение поправок к 223-ФЗ. Правительственный законопроект, который предусматривает возможность использования закрытых способов закупки в электронной форме, прошел первое чтение и готовится ко второму. Эксперты Т94 отмечают важность установления требований к электронным торговым площадкам, на которых будут проходить такие закупки, и отсутствие отбора площадок по 223-ФЗ.

Согласно проекту поправок, к закрытым способам закупки относятся закрытый конкурс, закрытый аукцион, а также иные закрытые способы, предусмотренные положением о закупке. Планируется, что Правительство РФ должно будет установить единые требования к операторам электронных площадок для проведения закрытых способов закупок в электронной форме, а также перечень таких операторов. Кроме этого будут обозначены и случаи, когда закупки закрытыми способами могут проходить только в электронной форме.

"Рассматриваемый документ – это поправки от Правительства в проект внесения изменений в законодательство по 44-ФЗ и 223-ФЗ, – поясняет Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ. – Сейчас 223-ФЗ не устанавливает требований к процедурам проведения закупок. Заказчики самостоятельно определяют, какими способами осуществлять закупки, и прописывают их в соответствующих положениях, за исключением электронного аукциона. В Госдуме на рассмотрении находится проект внесения изменений, вводящий перечень закрытых закупок для заказчиков в определенных ситуациях. Соответственно в этот проект и вносятся поправки, связанные с закрытыми способами закупок".

Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям, отметил, что основная проблема, действующего законодательства, которую так и не решают очередные поправки, – в том, что ни в самом 223-ФЗ, ни в законопроекте не определено, что такое "закрытый" способ закупки. Эксперт предупреждает, что результатом принятия поправок будут либо неопределенность правового регулирования, либо высокая коррупционность при толковании принятых норм.

При этом, если заказчики станут использовать закрытые способы разумно, а не злоупотреблять ими, то принятие таких поправок только к лучшему. Но кто даст гарантию добросовестности заказчиков? Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг" рассказал Т94, что закрытые способы закупок в коммерческих компаниях распространены за счет практики формирования панели поставщиков. Речь о предварительной квалификации поставщиков или сертификации их продукции и формировании пула "достойных", для которых будут разыгрываться специфичные тендеры. По словам Дмитрия Сытина, у поставщиков всегда открыта возможность попасть в этот пул через прохождение сертификации, при этом тендер разыгрывается между участниками из закрытого перечня. "Такая система позволяет заказчику гарантировать качество выполняемых работ или поставляемой продукции", – подчеркивает эксперт и приводит пример подобной процедуры закупок специфичной продукции компании РЖД, у которой поставщики проходят сертификацию во внутриведомственных учреждениях.

О том, что введение закрытых способов закупки в электронной форме принесет пользу, говорит и Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center: "За пределами 223-ФЗ коммерческие компании давно проводят закрытыезакупки. При этом они руководствуются в том числе основаниями, которые прописаны в законе. Основной риск проведения таких процедур в электронной форме – разглашение информации из-за недостаточной защиты ЭТП от несанкционированных воздействий. На нивелированиипоследнего риска сосредоточено сегодня внимание регулятора. Если площадка будет обеспечивать степень защиты, которую требует государство для безопасности торгов, то никаких технических препятствий не будет. Понятно, что и в этом случае риск неразглашения информации не нулевой, но к нулю он стремится". По словам Дмитрия Казанцева, самым очевидным примером проведения закрытых процедур являются закупки, содержащие государственную тайну. Об этом прямо сказано в 223-ФЗ. "Любая закупка, которая содержит элемент государственной тайны, сразу выпадает из открытого режима торгов. Закупки, которые содержат отдельные сведения,содержащиегостайну, но сами целиком гостайной не являются, целесообразно также переводить в электронную форму. Это позволит обеспечивать конкуренцию, и при этом использовать все те же системы защиты, которые заказчик использует прямо сейчас", – подчеркивает Дмитрий Казанцев.

В свою очередь Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок, обращает внимание на важность ведения механизма регулирования закрытых способов закупки. "Если будет адекватный институт контроля закупок по 223-ФЗ, нет оснований не разрешить закрытые способы. А если регулятора не будет, есть опасения, что все заказчики перейдут на закрытые способы закупки в электронной форме", – рассуждает Илия Димитров, добавляя, что сейчас госкорпорации и так проводят закупки как хотят, зачастую невзирая на ограничения закона. По словам эксперта, наконец должны быть определены и требования к площадкам, которые обсуждаются уже на протяжении двух лет. А вот целесообразности проводить отбор площадок для проведения закрытых способов Илия Димитров не видит. 

С ним солидарен Дмитрий Сытин: "Смысла специально проводить отбор, для проведения специфичных торгов, нет, если только они не связаны с закупками, которые содержат гостайну. Смысл использования закрытых способов закупок состоит в скрытом перечне потенциальных участников, поставщиков. Нецелесообразно формировать под них список площадок. У правительства сейчас на первом месте задача сформировать перечень площадок по 44-ФЗ и отдатьна них закупки госкомпаний у субъектов МСП. А по 223-ФЗ об отборе площадок, для проведения даже открытых процедур, речи пока нет".

Николай Баранов напомнил для аналогии, в каких случаях закупки могут осуществляться закрытыми способами в электронной форме по 44-ФЗ. Во-первых, при закупках товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну. Во-вторых, при закупках, сведения о которых составляют государственную тайну с условием, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта. А также в случаях заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение. Кроме этого, при закупках услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов. Логично было бы придерживаться этих же принципов при работе по 223-ФЗ.

Итак, главная проблема –  отсутствие законодательно закрепленного определения, что такое "закрытые способы закупки" и сведений о порядке проведения подобных закупок. Эксперты предлагают относить к закрытым те способы закупки, при которых заказчик сообщает информацию о ней ограниченному кругу лиц. Если поправки будут одобрены, закупки по 223-ФЗ закрытыми способами, в том числе в электронной форме, станут правомерными. 
Автор: Ангелина Жукова. 

Статьи по теме