ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Унифицировать и автоматизировать

ФАС и Минфин обсуждают возможность перевода всех госзакупок в электронную форму и унификацию процедур проведения торгов. Участники рынка называют инициативу перехода к электронным закупкам давно назревшей. Что же касается унификации, то здесь эксперты призывают следовать принципу разумности и оптимальности.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в очередной раз подняла вопрос перевода всех госзакупок в электронную форму и унификации процедур проведения торгов во всех отраслях. «Сегодня мы с коллегами из Минфина договорились о том, что систему госзакупок везде, где возможно, нужно упрощать и унифицировать. Она обросла таким количеством разного рода регулирования, в общем-то, по схожим вопросам, что превратилась в сложный для применения инструмент. Мы хотим существенным образом упростить регулирование путем унификации и перевода закупок на электронные площадки. Все сложности должны быть погружены в функционал информационных систем. Для пользователя госзакупки должны быть простыми», – цитирует ТАСС  заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна.

По словам чиновника, сегодня в каждом регионе существуют собственные правила подачи документов для участия в торгах. При этом речь идет не просто о разных формах заявок, а даже о таких мелочах, как цвет чернил, которые используются при их заполнении, или нумерация страниц. «На улице блокчейн и биткоин, а мы до сих пор заявки прошиваем на бумагах», – говорит Рачик Петросян. Электронные торги не только делают участие в торгах удобным для бизнеса, но и обеспечивают анонимность участников, что, в свою очередь, существенно снижает вероятность сговора. Если же сговор все-таки имел место, его значительно легче выявить.

«44-ФЗ создавался как более простое и удобное продолжение 94-ФЗ, и на первом этапе он таковым и являлся. Однако со временем закон «оброс» множеством подзаконных актов, которые подчас делают участие в государственных закупках не только затруднительным, но и невозможным для бизнеса», – говорит Лев Алин, заместитель директора компании «МЭЛТОР». В качестве примера эксперт приводит данные недавно опубликованного Центром стратегических разработок (ЦСР) исследования, согласно которому на рынке государственного заказа доминирует узкий круг крупных системных поставщиков: в целом по России 80% стоимости всех госконтрактов получили только 2,98% компаний, боровшихся за право реализовать государственный заказ.

«Сложность сегодняшнего законодательства о госзакупках существенно выше среднего, и уже неоднократно говорилось о целесообразности его упрощения. Когда начинаешь анализировать виды и формы торгов в иных сферах, а тем более негативную коррупционную практику, то вполне логично возникает желание унифицировать их, максимально переводя в электронный формат», – говорит Георгий Сухадольский, руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки», генеральный директор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок".

Перевод закупок в электронную форму – верная инициатива, которая уже давно назрела, согласен с ним Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. По его словам, для того, чтобы это сделать, необходимо привести их к общему понятийному базису: что такое торги, как определяется каждый способ, как определяется в каждом способе победитель. «Это позволит поставщикам не путаться в терминологии разных заказчиков, а опираться на единые правила, – уточняет Дмитрий Казанцев. – Неплохо было бы также реализовать возможность единой электронной регистрации на разных торговых площадках – об этом тоже давно говорили разные ведомства. Например, поставщики могут загрузить в единую систему необходимые данные и в дальнейшем использовать их для доступа на все торговые площадки».

«До настоящего времени часть процедур, например, запрос котировок, происходит в бумажном виде. А это не только создает дополнительные сложности для потенциальных поставщиков, но и открывает возможности для манипуляций результатами конкурса со стороны недобросовестных заказчиков, – продолжает Лев Алин. – Еще одна актуальная задача – ввод в действие единой системы регистрации поставщиков на всех электронных торговых площадках. Сегодня каждая из них запрашивает собственный комплект документов, и по этой причине процедура аккредитации требует от бизнеса серьезных временных и финансовых затрат».

Что касается унификации закупочных процедур во всех отраслях экономики, то здесь, по мнению экспертов, надо быть осторожным. Торги по единым правилам возможны только в рамках 44-ФЗ. «По сути, сегодня они так и проводятся, правда, не в электронном, а в бумажном виде. Остается только перевести их в электронную форму», – уточняет Дмитрий Казанцев. Но если говорить обо всех регулируемых закупках, в том числе и про 223-ФЗ, то надо понимать, что там отраслевая специфика имеет существенно большее значение. «Конечная цель госзаказа – оказание государственных услуг и услуг органов местного самоуправления. А заказ по 223-ФЗ применяется в самых разных отраслях – от атомной энергетики до аптечных организаций, которые ничего, кроме стремления к экономической эффективности, не объединяет. Поэтому попытки унифицировать в этой сфере не только терминологию, понятийный аппарат и регистрацию участников, но и все требования к победителям и критерии их выбора чревато большими рисками, которые способны перечеркнуть все достоинства», – говорит Дмитрий Казанцев.

«Необходимо следовать принципу разумности и оптимальности, сохранять возможную гибкость процедур, их достаточное разнообразие в рамках единой основы и помнить, что электронизация сама по себе никогда не станет панацеей от всех бед. Требуется анализ и оптимизация используемых процессов выбора контрагента», – соглашается с ним Георгий Сухадольский и напоминает старое изречение: «Автоматизация бардака приводит к автоматизированному бардаку». А в ряде случаев даже к усилению беспорядка и увеличению издержек.

 

Exit mobile version