ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

В апреле 2015 года будет выбрана новая пятерка операторов электронных площадок

В будущем, при подборе подходящих площадок, министерство предлагает запретить те из них, которые имеют аффилированную связь с заказчиками. При этом будут установлены единые требования для всех отобранных электронных площадок (ЭП) не только для проводимых на них госзакупок, но и прочих торгов корпоративного характера, которые проводят госкомпании, такие как РЖД или «Газпром».

Минэкономики урегулировало все спорные вопросы проекта постановления об условиях и порядке отбора операторов ЭП с Минкомсвязи и ФАС и уже на этой неделе рассчитывает согласовать его с Минфином, чтобы внести документ в Белый дом. Данная редакция законопроекта третья по счету, сам же закон разрабатывается с начала 2014 года, вызывая множество разногласий. Депутаты и чиновники надеются, что закон будет утвержден в ближайшее время, и в апреле 2015 года можно будет начать отбор пятерки операторов ЭП по новым правилам. На этих пяти площадках и будут проводиться госзакупки следующие пять лет (2016-2020 гг.).

На данный момент в отобранной пятерке операторов ЭП, организовывающих тендера и конкурсы по госзакупкам, присутствуют ОАО ЕЭТП, ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-Тендер», ЭТП ММВБ и АГЗ РТ. Их полномочия истекли 25 января, но их пролонгировали подписанием дополнительных соглашений еще на год.

Согласно статистическим данным Минэкономики, 42,8 % госзакупок 2014 года, проведенных на этих пяти ЭП, были признаны несостоявшимися. При этом одному поставщику на площадках операторов «РТС-Тендер» и «Сбербанк-АСТ» досталось 49,37% и 36,08% всех госконтрактов. Ввиду этих и других претензий Владимир Путин и представители Счетной палаты поддали нынешнюю пятерку операторов ЭП критике.

Стоит также отметить, что 17 февраля Госдума приняла закон о переводе всех госзакупок в электронный формат (законопроект принят в первом чтении), что отразится на двойном увеличении количества торгов, проводимых на ЭП. В прошлом году на электронных аукционах общая сумма подписанных контрактов составила 2 трлн. рублей. Все это обязывает законодательную и исполнительную власть РФ выполнить ротацию операторов ЭП как можно быстрее, при этом ужесточив требования к ним.

Одним из фильтров при выборе подходящих операторов ЭП станет запрет на их аффилированность с госзаказчиками. Из нынешней пятерки это ограничение коснется ЕЭТП, которая подконтрольна мэрии Москвы, и АГЗ РТ, связанную с ГУП «Агентство по инвестиционной деятельности, государственному заказу и межрегиональным связям Республики Татарстан».

Сергей Габестро, глава площадки «Фабрикант.ру» и Национальной ассоциации институтов закупок, против отбора операторов ЭП, проводимого по неясным критериям и статусом экспертной группы, которой предстоит оценивать технические характеристики претендентов. Сергей считает новый законопроект конфликтным и коррупционноемким. Габестро видит угрозу закрытия рынка, в то время как необходимо создание модели угроз уязвимостей площадок, введение жестких критериев для участников торгов и создание системы контроля за соблюдениями правил проведения госзакупок.

Представители рынка сходятся во мнении, что отсутствие требований к операторам ЭП позволит вольно “подстроить” их под любого претендента при проведении процедуры отбора. Одинаковый вес всех критериев оценки приведет к дискредитации отбора, считают эксперты «Деловой России». При этом на рынок электронных торгов могут выйти неблагонадежные операторы.

Обсуждают эксперты еще одно требование для претендентов, желающих стать одним из пяти операторов ЭП, – ограничение по количеству проведенных аукционов и участвующих в них заказчиков и исполнителей. Они видят очевидное преимущество, в этом плане, «Сбербанка-АСТ», который в прошедшем 2014 году объявил 51% всех торгов.

Недовольны участники рынка и недопустимостью присутствия у членов будущей пятерки операторов каких-либо финансовых обязательств перед международными и иностранными организациями . Это требование автоматически наложит запрет на тех операторов ЭП, которые заключили контракт с иностранными компаниями на закупку и дальнейшее обслуживание IT-оборудования и ПО для него. Минэкономики заявило, что уточнят это требование законопроекта.

Минэкономики также предлагает ввести ограничение на свободную конкуренцию закупок, проводимых по закону 223-ФЗ. На данный момент по нему проводят торги 127 ЭП (денежный оборот половины из них превышает 100 млн. рублей в год, а суммарный объем заключенных контрактов 2014 года превышает 13 трлн. рублей ). Однако Минэкономики не может контролировать деятельность этих площадок ввиду неустановленного законом порядка проведения электронных закупок по 223-ФЗ.

Некоторые предпосылки для злоупотребления площадки, работающие по закону 223-ФЗ, создают ввиду их несоответствия требованиям запрета аффилированности и обеспечения информационной безопасности. Минэкономики предлагает установить одинаковые требования для торгов как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Эту идею поддержала компания «Газпром», однако Минфин высказался против ограничения ЭП для госкорпораций.

Раньше поступали предложения о проведении торгов на отобранных ЭП не только по госзакупкам, но и по приватизации и банкротству. Такие предложения на данный момент находятся в разработке. Стоит также отметить, что в декабре 2014 года в закон о банкротстве были внесены поправки, которые дают право проведения торгов операторам-членам саморегулируемых организаций.

Exit mobile version