Главное об электронных закупках

В Госдуме выступают за совершенствование правового регулирования отношений в сфере публичных закупок

Совершенствование правового регулирования отношений в сфере публичных закупок является крайне важным, поскольку затрагивает широкий круг субъектов. Такой точки зрения придерживаются участники "круглого стола", прошедшего сегодня в Госдуме

В Госдуме выступают за совершенствование правового регулирования отношений в сфере публичных закупок

На "круглом столе" отмечалась необходимость корректировки критериев, на основании которых юридические лица подпадают под действие закона "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц". В частности, предлагалось увеличить показатель общей выручки субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации /захоронения/ твердых бытовых отходов, а также их дочерних обществ, получаемой от данных видов деятельности. Также предлагалось сократить число субъектов, подпадающих под действие данного закона и отсрочить вступление в силу некоторых его норм.

Председатель комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Алексей Русских отметил, что с момента вступления в силу закона "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц", т.е. с 1 января 2012 года, возникали и продолжают возникать сложности и противоречия, свидетельствующие о необходимости его совершенствования. При этом, по его словам, "очень остро" стоит проблема повышения издержек для отдельных хозяйствующих субъектов, регулируемых этим законом.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" провел исследование, связанное с оценкой регулирующего воздействия данного закона. Результатом этого исследования стал вывод о том, что для обеспечения чистого общественного выигрыша от применения закона "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц" необходимо сократить число субъектов регулирования и отказаться от ряда процедур. В частности, предлагается вывести из-под действия этого закона дочерние общества субъектов естественных монополий и юридических лиц, имеющих незначительный объем выручки от регулируемых видов деятельности в общей сумме выручке от всех видов деятельности за год.

Представительница НК "Роснефть" предлагала исключить из-под действия этого закона госкомпании, которые не являются субъектами тарифного регулирования и осуществляют деятельность строго на конкурентных рынках наравне с частными компаниями. В противном случае, по ее словам, в результате жесткой конкуренции на рынках госкомпании будут поставлены в неравные условия с частными компаниями, которые не обязаны раскрывать текущие и годовые перспективные трех-семилетние планы закупок. Такой информацией могут воспользоваться недобросовестные контрагенты и конкуренты. Помимо этого, частные компании, получив доступ к информации госкомпаний о госзакупках и ценовой политики, будут иметь необоснованные преимущества при согласовании коммерческих условий сделки. Кроме того, затраты госкомпаний возрастут и могут быть компенсированы только за счет увеличения отпускных цен, что, соответственно, повлияет на конечного потребителя.

Заместитель руководителя финансового департамента Банка ВТБ Олег Горлинский обратил внимание, что под действие закона подпадают Банк ВТБ, Россельхозбанк и Внешэкономбанк, хотя для них "это меньше 1 проц от объема их деятельности". "Но это ставит нас в неконкурентные условия со всеми остальными банками, – заявил банкир. – А косвенно это бьет по всему банковскому сектору, по всем нашим клиентам, потому что мы начинаем делать те или иные виды сделок медленно, дольше, с какими-нибудь странными требованиями в отношении клиентов и т.д". По его словам, существует два пути, первый из которых предусматривает расширение списка операций, которые можно попытаться вывести из-под этого закона. Второй состоит в том, чтобы все-таки отстаивать позицию о выводе банков как таковых из-под действия этого закона. "Мы просим и настаиваем на втором сценарии", – заявил Горлинский.

"Мы предполагали при принятии этого закона, что столкнемся с бешеным сопротивлением. Собственно говоря, мы не ошибались, – сказал заместитель начальника отдела регулирования госзакупок Минэкономразвития Алексей Мухин. – И сейчас мы буквально завалены письмами с указанием на то, что возросли издержки, о том, что доставляет лишнюю головную боль этот закон. Но, по крайней мере, в настоящее время закон работает, и цифры это показывают". Главное в этом законе, по его словам, что каждая компания должна прописать и обнародовать по каким правилам она играет и в каких случаях она применяет тот или иной способ закупок. "Закон не оптимизирует закупки компаний, и цели такой не ставит", – подчеркнул чиновник. Никаких ограничений для субъектов, по его словам, закон "не устанавливает абсолютно". Мухин обратил внимание, что по итогам первого квартала 2012 года, общие закупки у единственного поставщика составляли 1,9 млрд рублей, а общая сумма заключенных договоров, "грубо говоря", – 1,5 млрд рублей. При этом 87 проц договоров, заключенных в соответствии с этим законом, приходилось на закупки у единственного источника. А средняя сумма закупки у единственного источника составляла 436 тыс рублей.

"Мы абсолютно согласны, что необходимо в процедуру и вообще в закон вносить изменения, но не хотелось бы, чтобы это были поспешные выводы на основании не подкрепленных цифрами, не подкрепленных количеством хозяйствующих субъектов до вступления в закона в силу. Решения должны быть комплексными", – считает начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Вадим Соловьев. Он согласен, что с точки зрения регулируемых видов деятельности попасть под действие закона должны, наверно, не все хозяйствующие субъекты. "Должен быть порог. Но какой порог? И ни в коем случае, на наш взгляд, не по видам деятельности", – подчеркнул представитель ФАС. Соловьев также считает, нецелесообразным откладывать вступление в силу норм закона, расширяющих круг лиц, подпадающих под его действие с 1 января 2013 года или с 1 января 2014 года. 

Статьи по теме