Главное об электронных закупках

Все видят всё: Что же дальше?

Единые информационные системы обеспечивают прозрачность лишь отчасти.

Все видят всё: Что же дальше?

Грузинская реформа госзакупок, которая упразднила бумажные тендеры, стартовала в 2009 г. и во многих отношениях была революционной. Специалисты из Грузии впоследствии консультировали украинских реформаторов, и сейчас госзакупки обеих стран работают по одному принципу – "Все видят всё". Однако, к 2017 г. стало окончательно ясно, что современное программное обеспечение – необходимое, но не достаточное условие честных тендерных процедур. Почему это так, Т94 выяснил у грузинских экспертов.

 

"Коррупция и нецелевое расходование государственных средств в ходе тендеров являются серьезной проблемой для многих стран мира. Cогласно п. 43 Договора о партнерстве между Грузией и Евросоюзом,заключенного в 1999 г., страна взяла на себя обязательства постепенной гармонизации своего законодательства с европейским. В числе прочих мер, в Грузии создан Закон о государственных закупках, который регулирует приобретение электронным или иным образом товаров и услуг за счет бюджетных средств любой государственной структурой, местными муниципалитетами, правительствами Абхазской и Аджарской автономий и компаниями, в которых более 50% капитала принадлежит государству. В отличие от России, он единый для всех. Kроме него существуют только дополнительные нормативные акты и предписания", – рассказала Т94 юрист Tbilisi Business Hub Шорена Чумбуридзе.
 

Контрольную функцию выполняет специальное Агентство по госзакупкам. Оно рекомендует для назначения максимальной цены тендера проводить предварительные исследования рынка. По словам Шорены Чумбуридзе, этот метод не идеален, так как не все компании в ходе исследования сообщают реальные цены. В помощь заказчикам, в грузинской системе электронных закупок существует каталог с названиями компаний и ценами, сейчас он в стадии совершенствования.

 

Необходимость и проблемы создания такого каталога хорошо известны и у нас: сходный сервис должен заработать в отечественной ЕИС до конца года. Российские эксперты Т94 сходятся во мнении, что все потребности заказчиков он покрыть в любом случае не может. Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ, говорит, что в каталог должна быть внесена вся серийная продукция, но уникальные закупки в него не попадут.  
 

"Kонечно, идеальной системы не существует, но реформа, проведенная в Грузии, получила положительные оценки со стороны многих международных организаций. Страна полностью перешла на электронные госзакупки, и это в конечном итоге привело к минимизации коррупционных рисков", – говорит Шорена Чумбуридзе.

 

В организации Transparency International Georgia дали Т94 следующий комментарий: "Радикальные реформы государственных закупок за последние семь лет сделали грузинскую систему одной из самых прозрачных в мире, что подтверждают эксперты Организации Объединенных Наций, Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка. Тем не менее, открытость и прозрачность системы государственных закупок не всегда означает, что она будет успешно экономить ресурсы или обеспечивать высокий уровень конкуренции".

 

Проблемой №1 эксперты TI Georgia считают закупки по упрощенной схеме, оставляющей массу возможностей для коррупции. По их мнению, Грузии следует перенять европейскую практику, в которой законодательно прописаны понятия срочной потребности и форс-мажорных обстоятельств, когда возможно проведение торгов по упрощенной схеме, позволяющей в итоге производить закупку у одного поставщика. Далее в списке проблем следуют большое разнообразие форм госзакупок, возможность не предоставлять квалификационные документы, цена как основной критерий конкурсного отбора, искусственное дробление тендеров с целью проведения их по упрощенной схеме, изменение условий контракта с его последующим удорожанием. "Требование квалификационных документов от поставщика не представляет собой дополнительного барьера к участию в тендерах, но является гарантией для закупающей организации, что поставщик имеет право на проведение указанных в тендере работ", – подчеркивают в TI Georgia.

 

"В Грузии основная проблема в том, что в большинстве тендеров главным критерием оценки является стоимость товаров и услуг. Побеждает тот, кто называет более низкую цену. Практика показывает, что часто ради победы в тендере участники настолько снижают цены, что в конечном итоге потом не могут выполнить свои обязательства, а если могут, настолько некачественно, что попадают в "черный список". В итоге страдают компании, которые предлагают качественные услуги по реальным ценам. Это убивает здоровую и справедливую конкуренцию", – считает Шорена Чумбуридзе.

 

TI Georgia в числе предложений по оздоровлению госзакупок рекомендует ввести анкетирование тех подрядчиков, которые сбивают начальную цену контракта более чем на 20%. При этом, однако, заказчик должен очень хорошо себе представлять, какие ответы должен дать добросовестный поставщик. Таким образом, хорошо подготовлены должны быть обе стороны.

 

Проблемы грузинских госзакупок четко определены и не являются в мировых масштабах большой сенсацией – российский читатель легко узнает среди них и наши собственные.  Более того, рекомендации по их решению уже выработаны. Но любая законодательная система инертна и не так быстро реагирует, как хотелось бы заинтересованным лицам. Заявленные однажды революционные изменения не могут охватить все и сразу. Именно этим обусловлены периодические всплески критики новых систем госзакупок со стороны экспертного сообщества и СМИ.  

 

Автор: Олеся Кривцова

Статьи по теме