ТОРГ94 – Электронные закупки, госзакупки, тендеры

Закон о преференциях отечественному ПО вынуждает эмигрантов IT-отрасли возвращаться в РФ

Например, вице-президент компании Acronis Алексей Бадаев собирается предпринять необходимые действия, позволившие соответствовать его организации новым нормам российского законодательства. Правообладателем выпускаемого Acronis софта станет российская компания, владельцем которой будет гражданин России, при том что ее разработчики уже трудятся в столице РФ.

 

Алексей Бадаев объясняет регистрацию Acronis заграницей необходимостью для каждого, кто хочет работать на внешнем рынке. В будущем такая мера помогает нашим «иностранцам» в судебных процессах с «патентными троллями». Но и расставаться с 8-9% своего участия в госзакупках России руководство компании не намерено.

>

 

В 2015 году Acronis собирается расширить свой бизнес на 20-22% и увеличить количество заказчиков на 20-25%.

 

Будут ли предпринимать какие-либо действия другие IT-компании с российскими корнями журналистам не удалось узнать. Среди опрошенных: Parallels, основанная Сергеем Белоусовым, и Veeam Software, владеют которой Андрей Баронов и Ратмир Тимашев. Также не раскрыли своих планов зарубежные концерны – американский Oracle и немецкий SAP.

 

 

Валентин Макаров из НП «РУССОФТ» полагает, что законопроект направлен не на предоставление преференций отечественным разработчикам, а на моральное воздействие на госзаказчиков. Теперь они вынуждены создавать юрлица и наделять их правом обладания на свое ПО.

 

 

Макаров также видит движение и со стороны иностранных IT-компаний – они начинают локализовывать свое производство. К таким действиям прибегают те, кто чувствует угрозу снижения своего присутствия на рынке госзакупок России. Им придется локализовывать разработку и поддержку программ на территории России и открывать их исходный код.

 

 

Евгения Василенко, занимающая пост исполнительного директора в Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) и участвовавшая в разработке законопроекта, называет главным критерием отечественного ПО принадлежность бессрочного исключительного права на него на территории любой страны мира.

 

 
Второй критерий, продолжает Евгения, это процент отчислений прибыли иностранным и российским гражданам и юрлицам. Чтобы иметь возможность попасть в реестр отечественного программного обеспечения, более 50% его конечных бенефициаров должны быть гражданами РФ. При этом, за рубеж не должно уходить больше 30% выручки от реализации программ.
 
Глава компании «РУССОФТ» считает принятие законопроекта верным решением, но такой шаг нельзя назвать заменой поддержки IT-отрасли государством и инвестиций в образование. В противном случае следует ожидать неустойчивости внедряемой программы импортозамещения, и госзаказчикам через несколько лет придется возвращаться к закупкам ПО у зарубежных разработчиков.
 
Стоит напомнить, что законопроект о предоставлении преференций российским программным продуктам был внесен в Госдуму Комитетом по информационной политике и на прошлой неделе он был принят в третьем окончательном чтении.
 
Согласно новому закону, госзаказчикам вменяется в обязанность объяснять выбор иностранного софта в случае наличия его отечественной альтернативы в реестре российского ПО. Такое ограничение наложено только на госорганы. Предложение ограничить закупки и госкорпораций в последнем чтении поддержки у депутатов не нашло.
 
По уверениям Игоря Богачева, занимающего место вице-президента ИТ-кластера «Сколково», новый закон больше остальных отразится на правообладателях некритичного для бизнес-структур ПО. Среди них можно отметить офисные программы корпорации Microsoft. Другие же программы, уже внедренные в IT-системы госструктур, заменить будет куда сложнее, что и станет аргументом для госзаказчиков при написании ими обоснования закупки ПО именно этих производителей.
 
Сергей Карелов, председатель Лиги независимых ИТ-экспертов, считает, что основная доля поставок программ в госсектор приходится на 20 иностранных вендоров, но большая половина достается SAP, Oracle и Microsoft. Стоимость поставляемого ими софта измеряется сотнями миллионов долларов. После задействования нового закона они могут потерять 10-30% продаж.
 
Наталья Касперская, генеральный директор группы компаний InfoWatch, считает, что выиграют от внедрения закона примерно 1000 отечественных разработчиков. Среди них: Dr. Web, 1C, InfoWatch, «Лаборатория Касперского», «Аскон».
 
Стоит привести и данные Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП). Согласно результатам ее анализа госзакупок 2014 года, госорганами было закуплено ПО у IBM, Microsoft, Cisco, SAP и Oracle на сумму 1,18 млрд рублей, что на 34% меньше закупок 2013 года. Госкорпорации, по версии АЭТП, в 2014 году потратили на софт гораздо больше – они закупили программ у вышеназванных вендоров на 17,6 млрд рублей, что больше на 53% прошлогоднего периода. Однако в этих расчетах следует учесть, что при организации тендеров и конкурсов госзакупок заказчики редко прописывают конкретное название закупаемого ПО, чаще даны просто технические характеристики необходимого им софта. Если учесть в общем итоге и такие закупки, то сумму, представленную АЭТП, следует умножить на 4.
Exit mobile version