Когда вы даете сигнал всей стране, что можно проводить конкурс без требований, – это очень цинично

Председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро о системе госзакупок на электронных торгах

Выступление на круглом столе по теме «Совершенствование законодательства в области размещения государственных заказов на открытых аукционах, проводимых в электронной форме»:

В 2009 г. в закон о госзакупках было внесено 10 пакетов поправок. Представьте себе, что за год меняется закон полностью. Затем [глава ФАС Игорь] Артемьев заявляет, что удалось сэкономить 500 млрд рублей. Но как это измеряли?

У нас все поправки в 94-ФЗ [о госзакупках] готовят два человека. На то, что площадки не работают, они говорят: «Никакая монополия эффективно работать не будет». А мы построили эту монополию сами из пяти площадок. Из которых две площадки – не работают.

Что происходит на самом деле, для чего была создана монополия? Государство не имеет право заниматься бизнесом там, где бизнесом занимается бизнес. Не надо вытеснять бизнес. У нас государство идет всей своей мощью туда, где работает бизнес, и, более того, бизнес объяснил государству, что это такое. А теперь пришло государство, которое сказало: «Теперь здесь буду только я».

С нашей точки зрения, мы можем смягчить ситуацию. Мы не предлагаем разрушать монополию, но предлагаем не создавать монополии во всем. Назначили пять площадок – хорошо. Развивайте их. Только вы назначьте их указом правительства. А когда вы даете сигнал всей стране, что можно проводить конкурс без требований, – это очень цинично.

В приказе [о выборе площадок] нет больше ничего, кроме количества участников и времени, на которое будут выбираться площадки. А дальше идет техзадание. Все 18 площадок подали заявки соответственно техзаданию. Есть протокол, что 18 площадок соответствуют техзаданию. А дальше без критериев называют пять: вот это самые лучшие… Дело не в количестве страниц заявки. Эксперты говорят, что за такое время физиологически прочитать 18 заявок по 1000–6000 страниц невозможно. Мы делаем вывод: что никто их не читал.

Значит, изначально знали, кого назначить, и назначили. Фиктивный конкурс. У нас прошли переговоры в «Российской ассоциации юристов» [на эту тему]. 25 числа Верховный суд будет решать, имел ли МЭР право ограничивать число площадок, или нет.

Выбор редакции