Министр Э.С. Набиуллина выступила в Совете Федерации

Министр Э.С. Набиуллина выступила в Совете Федерации на заседании Совета по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации с докладом на тему «Модернизация, инновации и региональные аспекты»

В настоящее время экономика России демонстрирует некоторые признаки оживления – с июня у нас наблюдается небольшой помесячный рост, замедлилась инфляция. Есть и еще целый ряд факторов, вызывающих пока что сдержанный, но все-таки оптимизм. Но выходя постепенно из кризиса, нам необходимо думать о том, каким будет рост экономики. Сейчас усилия, направленные на модернизацию экономики, на технологическое и инновационное развитие приобретают особое значение. От того, насколько мы в ближайшем будущем сможем модернизировать экономику и преодолеть технологическое отставание, зависит будущая устойчивость экономики к разным мировым катаклизмам.

В структуре долгосрочного развития до 2020 года намечен переход к инновационному социально-ориентированному развитию, к созданию экономики, опирающейся и на модернизированные традиционные сектора, развитую транспортную инфраструктуру и отрасли «новой экономики» – «экономики знаний». Для этого нужно создать условия – не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Остановлюсь на нескольких конкретных направлениях этой работы, в которых роль регионов является ключевой.

Основой модернизационной политики мы считаем стимулирование инноваций, с тем, чтобы число инновационных предприятий росло, и они бы начали определять объемы экономики, и с тем, чтобы значительная часть также была связана с инновацией.

В последние годы, еще до кризиса, несмотря на увеличение государственного и частного финансирования НИОКР инновационная активность в экономике показывала негативную динамику – достигнув максимума в 10,5% в 2004 году, показатель упал до 9,6% в 2008 году. Это в среднем по стране.

Но по регионам ситуация различается радикально – есть регионы, где инновационно-активных компаний, судя по опросам, практически нет Есть регионы, инновационная активность которых хоть и достаточно далека от уровня развитых стран, но в разы больше средней по стране – это Пермский край -26,2%, Томская область – 16,6%,Удмуртия – 15,7%, Татарстан 15,2% и ряд других. Такой разброс данных означает, в частности, что далеко не все в инновациях определяется политикой федерального уровня – региональные власти со своей стороны могут сделать очень многое.

Но в целом, тот факт, что инновационная активность в экономике снижалась еще до кризиса, говорит о системном характере проблемы, недостаточности реализованных до сих пор мер.

Важной причиной складывающихся негативных тенденций является отсутствие эффективной поддержки инноваций в реальном секторе – расходы на науку выросли, а расходы на поддержку внедрения инноваций в частном бизнесе остались на очень низком уровне. Доля организаций, получавших финансирование на осуществление технологических инноваций из средств бюджета, у нас в разы меньше, чем в развитых странах.

Особенно тяжелое положение складывается среди малых и средних предприятий, которые находятся под двойным ударом — сокращающегося спроса и жестких условий предоставления банковских кредитов.

Теперь о том, что нужно делать.

На наш взгляд, проблемы инноваций и модернизации, технологического отставания России от зарубежных стран, связаны не столько с недостатком финансирования (хотя это и важнейший фактор), но и с нашим неумением перевести знания в конкурентоспособные продукты и технологии – в востребованные на рынке инновации. Даже с нынешним недостаточным финансированием науки и инноваций потенциальный уровень инновационной активности компаний в случае, если бы процесс внедрения разработок в бизнесе был бы более эффективным, мог бы быть выше как минимум в два раза. И данные по отдельным регионам – лидерам это подтверждают.

Поэтому, не забывая о поддержке сектора науки, основной акцент мы делаем на стимулировании инновационной активности в экономике, на предприятиях реального сектора. Несмотря на объективно возросшую роль государства во время кризиса, именно бизнес должен стать основным потребителем инноваций на этапе посткризисного экономического подъема.

Для этого Правительство будет реализовывать меры по нескольким основным направлениям.

Первое – расширение мер поддержки инноваций в частных технологических средних и малых компаниях. Здесь необходимо создание системы предоставления на конкурсной основе бюджетных грантов по приоритетным направлениям инновационной деятельности. Гранты должны выдаваться на проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на оплату инжиниринговых услуг и патентование за рубежом.

Важнейшее направление – повышение стимулирующей роли налоговой системы. Налоги должны быть не «нейтральными», одинаковыми для всех видов и типов экономической деятельности – а до сих пор мы, по сути, выстраивали именно такую систему. Налоговая система должна быть стимулирующей – она должна поддерживать инновации, энергоэффективность, повышение производительности труда.

Уже принят ряд мер налогового характера для стимулирования технологической модернизации и инновационной деятельности. Но этого явно недостаточно. В этой связи в Правительстве прорабатываются дополнительные меры налогового характера.

Завершается разработка законопроекта, предусматривающего сокращение до двух лет сроков амортизации отдельных видов нематериальных активов, важных для технологического и инновационного развития предприятий.

Кроме того, готовятся другие предложения по внесению изменений в налоговое законодательство.

Важную роль в налоговом стимулировании инноваций могут сыграть регионы. В частности, уже сейчас на региональном уровне могут быть приняты решения об освобождении предприятий от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования. Налог на имущество вообще может стать важнейшим налоговым стимулом, поскольку позволяет радикально удешевить для предприятий стоимость технологического перевооружения. Но мы прекрасно понимаем значимость этого налога для региональных бюджетов, и регионы сами должны принимать сбалансированные решения.

Пожалуй, наиболее сложной и важной задачей является создание спроса на новые технические решения, инновационную продукцию. При этом главным является даже не объем спроса, а его структура, стимулирующая разработку и потребление современных, высокотехнологичных товаров и услуг.

Необходимо обеспечить максимальную ориентацию госзакупок, а также закупок для нужд субъектов естественных монополий и крупных компаний с преобладающим государственным участием на инновационную продукцию. У нас в Министерстве создана рабочая группа, прорабатывающая вопросы законодательного урегулирования закупок технически сложной и инновационной продукции, готовятся соответствующие поправки в 94-ФЗ.

Эта задача актуальна и для региональных властей – в части локальных монополий, закупок для региональных и муниципальных нужд.

Мы не сможем существенно повысить частное финансирование НИОКР пока к этому не подключатся наши естественные монополии и крупнейшие компании нефтегазового сектора. Для естественных монополий и госкомпаний мы будем вводить обязательные требования по разработке программ технологического и инновационного развития, утверждаемых на правительственном уровне (или с участием государственных представителей в совете директоров), конкретных планов по разработке новых продуктов и технологий, что поможет сделать потребности крупных компаний в инновационных решениях известными для разработчиков и поставщиков, в т.ч. для малых и средних компаний, и таким образом стимулировать спрос на инновации.

Особо хочу остановиться на мерах поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, так как эта задача лежит в сфере ответственности Министерства. Мы ведем эту работу совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и ее результаты проявляются именно на региональном и местном уровнях.

В 2009 году расходы федерального бюджета на поддержку данного сектора экономики возросли практически в 4 раза по сравнению с запланированными ранее (с 4,35 млрд. рублей до 10,5 млрд.рублей + 7,5 =18 млрд.), при этом основной акцент федеральной программы был сделан на меры, направленные на поддержку занятости населения и содействию началу собственного бизнеса.

В следующем году Правительством в число приоритетов включены меры, направленные на придание дополнительного импульса развитию инновационной составляющей в малом предпринимательстве, в том числе на инфрастуктуру. Но и меры индивидуальной поддержки должны быть инновационными.

Значительный импульс дальнейшему развития малого инновационного предпринимательства должен придать федеральный закон о создании малых предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений.

Минэкономразвития России активно работает в этом направлении, в частности, совместно с Минобрнауки России разработан совместный план по реализации закона.

Запущена новая программа Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, направленная на поддержку стартующих малых инновационных предприятий на базе научных и образовательных организаций. По оценкам, за счет средств Фонда в 2010 году могут быть поддержаны до 600 таких малых предприятий.

На аналогичные цели будет направлена также деятельность посевного фонда с участием Российской венчурной компании, объемом более 2 млрд. рублей. Финансирование будут получать компании, ведущие инновационные проекты на самых ранних стадиях, в объёме до 75% требуемых вложений, при этом поддержку смогут получить около 100 компаний.

При этом в первую очередь будут субсидироваться меры поддержки малых мероприятий, создаваемых с участием учреждений науки и образования, формирование инновационных кластеров, развитие инновационной инфраструктуры.

Среди других мер поддержки малого инновационного бизнеса:

– приоритетное субсидирование малых компаний, создаваемых с участием учреждений науки и образования, формирование инновационных кластеров, развитие инновационной инфраструктуры;

– увеличение расходов на создание современных промышленных площадок в составе промышленных парков и технопарков;

– софинансирование региональных программ поддержки экспорта продукции малых компаний и, в первую очередь, поддержка сертификации на территории иностранных государств и патентной защиты изобретений;

– упрощение процедур таможенного оформления экспорта и импорта высокотехнологичных товаров и промышленного оборудования.

Правительством в последние годы запущен ряд проектов инфраструктурного характера по созданию технологических площадок, где создаются наиболее благоприятные условия ведения инновационной деятельности. Эти проекты разные по масштабу: относительно небольшие бизнес-инкубаторы, более крупные технопарки и, конечно, масштабные проекты по созданию особых экономических зон.

Например, за период с 2005 – 2009 года в рамках программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета предоставлены субсидии 57 субъектам Российской Федерации в размере 2,158 млрд. рублей на создание 111 бизнес-инкубаторов, из которых 34 являются инновационными.

Так, в Оренбургской области при федеральной поддержке создается крупный (20 объектов общей площадью 136 тысяч кв.м.) технопарк, где будут размещаться малые предприятия, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий, которые могут быть доведены до серийного выпуска, востребованы на рынке и способны обеспечить устойчивые темпы роста объемов продаж и собственной капитализации предприятия за период его нахождения в технопарке.

Несмотря на кризис, мы не собираемся свертывать такие проекты – напротив, хотим усилить их региональную составляющую, обеспечить больший эффект для региональных экономик, передать регионам больше прав и ответственности.

Совместно с регионами, осуществляющими региональные программы развития малого и среднего предпринимательства, в 2010 году будут продолжены работы по созданию региональной инновационной инфраструктуры – бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные кластеры, другие объекты, необходимые регионам для поддержки инноваций. Пользуясь возможностью, прошу Вас активизировать подачу соответствующих заявок в Министерство экономического развития.

Хочу отметить, что из 34 инновационных бизнес-инкубаторов 24 были созданы в тех регионах России, где, согласно статистике, в 2008 году уровень инновационной активности был выше среднего по Российской Федерации, причем существенно выше. Думаю, что это не просто совпадение.

Несколько тезисов по особым экономическим зонам.

Практика показала, что за достаточно короткий период времени ОЭЗ стали востребованным и важным инструментом привлечения инвестиций в регионы.

На территории зон создаются современные производства, формируются центры по разработке конкурентной продукции и развитию высокотехнологичных отраслей, организованы новые рабочие места.

Помимо очевидных достижений, этап становления ОЭЗ выявил и ряд текущих проблем, решение которых становится важным, особенно в условиях ограничения возможностей бюджетов всех уровней.

В этих целях подготовлены поправки в законодательство, которые позволят повысить привлекательность механизма особых экономических зон. В технико-внедренческих зонах будет разрешено производство наукоемкой продукции, снижен минимальный порог инвестиций (с 10 до 3 миллионов евро) для промышленно-производственных зон, что позволит привлечь дополнительные инвесторов. В портовых зонах расширен список видов разрешенной деятельности (включено производство морских, речных и воздушных судов), объём инвестиций резидентов при строительстве объектов инфраструктуры в порту снижен до 10 млн. евро (вместо 100 млн. евро в морском и 50 млн. евро аэропорту). Законопроектом четко регламентированы права и обязанности резидентов. Законопроект уже принят в первом чтении Государственной Думой, второе чтение запланировано до конца года.

Одновременно с изменением законодательства будем оптимизировать структуру управления, с целью ее упрощения и перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами.

При этом возможность передачи части функций администрациям субъектов федерации при сохранении федерального контроля значительно стимулирует активность местных властей по развитию ОЭЗ. Опыт показывает, что положительные результаты демонстрируют именно те особые зоны, в обеспечении деятельности которых принимают активное участие руководство субъектов.

Положительный опыт реализации проектов ОЭЗ целесообразно распространить в других субъектах – ряд регионов готовы к созданию на своей территории зон с минимизацией федерального финансирования. Министерством сейчас прорабатывается вопрос о распространении на такие площадки, созданные самими регионами, и удовлетворяющие критериям закона, статуса особых экономических зон и соответствующего льготного режима без проведения конкурсных процедур.

Одно из важнейших направлений инновационного развития – стимулирование энергосбережения.

23 октября 2009 года принят во втором чтении проект федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом установлены минимальные требования к программам регионов и муниципалитетов по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в которых должны быть указаны целевые показатели повышения энергоэффективности и меры по их достижению.

Для научно-технологического обеспечения требований закона Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России уже утвержден ряд конкретных проектов, охватывающих весь спектр энергосберегающих технологий и сопутствующих организационных механизмов. И большая часть таких проектов предполагает самое активное участие регионов.

Так, проект «считай, экономь и плати» – предполагает формирование бережливой модели потребления энергоресурсов, включая установку приборов учета и предоставление различных механизмов для экономии потребления коммунальных ресурсов. Результатом должно стать сокращение энергопотребления в жилом и коммерческом секторе на 20%. Другой проект – «энергоэффективный квартал» – предполагает реализацию в нескольких городах масштабируемых комплексных пилотных программ повышения энергоэффективности жилого квартала, которые затем будут распространяться на другие регионы. Участвуют Тюмень, Апатиты, Казань , Екатеринбург.

Проект «энергоэффективный социальный сектор» предполагает реализацию на примере школ, поликлиник и больниц программ повышения энергоэффективности и энергосбережения, снижение расходов на оплату энергоресурсов школ и больниц в среднем на 15-20%.

В Государственной Думе, в Совете федерации давно идет работа над различными проектами законов об инновационной деятельности, или инновационной системе. Пока, на наш взгляд, существующие проекты носят рамочный характер, и не ясно как они могут помочь урегулировать реальные проблемные вопросы инновационной деятельности. Думаю, что нам надо совместными усилиями в ближайшее время завершить достройку нормативной базы инновационной деятельности.

В заключение выступления хочу отметить, что Россия по-прежнему располагает значительным научно-техническим потенциалом, входит в число лидеров по ряду важнейших научных направлений, в том числе в таких областях как нанотехнологии, живые системы, охрана окружающей среды, ядерные и космические системы, энергосберегающие технологии, разработка суперкомпьютеров и прикладных программных средств. Именно эти направления, кстати, выделены в качестве приоритетов Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Но при этом у нас есть все шансы не только сохранить лидерство по этим направлениям, но сформировать в России устойчивый и достаточно широкий слой инновационных компаний действующих во всех секторах, создающих новые технологии и продукты. И здесь исключительно важна совместная деятельность федерального центра и регионов.