Действительно, события вокруг законопроекта развиваются стремительно. 1 апреля документ вносится в Госдуму, за рекордно короткие сроки депутаты готовят его к рассмотрению, и уже 6 апреля он одобрен в первом чтении. Вчера, 11 апреля, депутаты должны были рассматривать законопроект во втором и третьем чтениях (на момент подписания номера решение не было принято).
Идеи, озвученные в проекте, как утверждают эксперты, не новы. "Ранее они уже звучали в других законопроектах, но необходимой для принятия поддержки не получили, – отметил Кирилл Кузнецов, генеральный директор Центра эффективных закупок Тендеры.ру. – Инициативы довольно серьезные и вовсе не столь бесспорные, как может показаться на первый взгляд".
Так, поправки разрешают правительству устанавливать особый порядок размещения конкретного заказа. "Нормы 94-ФЗ в настоящее время затрудняют проведение эффективных закупок инновационной, технологически сложной продукции, где критерий "цена" никак не может быть единственным, а зачастую и определяющим, – пояснил Кирилл Кузнецов. – Однако путь выбран довольно спорный – вместо системного решения проблемы прописыванием правил таких закупок в законе предлагается правительству каждый случай сложной закупки рассматривать индивидуально. Соответственно и круг таких исключений будет определять не законодательная, а исполнительная власть". В итоге, по мнению эксперта, есть риск увеличения возможностей для лоббирования отдельных закупок, с одной стороны, и затягивания на долгие месяцы, а то и годы решения проблемы в целом. "Все же нужно изменять закон системно, а не вносить в него все больше и больше исключений, – уверен Кирилл Кузнецов. – Это касается и идеи ввести в госзакупки такое понятие, как "встречное требование", когда поставщик, получивший контракт, должен будет исполнить требования заказчика, например, в части передачи технологий, организации местного производства и т.п.".
При проведении торгов и запросов котировок законопроект предлагает обязать заказчиков обосновывать определение начальной цены контракта. "До поправок порядок ценообразования заказчиком оставался "серой", неясной зоной для потенциальных участников конкурса, – рассказала Юлия Тормагова, руководитель коммерческой практики юридической фирмы Vegas Lex. – Теперь как минимум добросовестные заказчики будут стремиться к прозрачным, понятным условиям ценообразования контрактов, а потенциальные участники торгов получат информацию о данных для расчетов цен и соответственно дополнительные возможности развития конкуренции".
Идея, по мнению экспертов, очень правильная, но механизм ее реализации в законопроекте пока не прописан. "Заказчик может фактически использовать любые источники информации до тех пор, пока МЭР не определит их закрытый перечень, – говорит Кирилл Кузнецов. – Какая-либо ответственность за некорректное определение начальной цены также отсутствует. Напомню, что в аналогичной ситуации с определением одноименной продукции необходимый для работы документ (причем до сих пор спорный) заказчикам пришлось ждать несколько лет. Поэтому то, что мы видим сейчас в законопроекте, – пока скорее декларация".
Как отметила Юлия Тормагова, законопроект вводит также полномочия правительства устанавливать порядки формирования указанных цен на отдельные виды товаров (работ, услуг), в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах. "Необходимость принятия таких мер, безусловно, обоснована экономией бюджетных средств, – считает эксперт. – Однако практика показывает, что такая правовая конструкция может стать "неподвижной и отстающей" в условиях развития информационных технологий, а также принципиально устанавливать начальные (максимальные) цены, не соответствующие экономическим интересам участников конкурсов".
Есть поправки, которые порадуют заказчиков и огорчат поставщиков. В частности, для заказчиков предлагается разрешить вносить изменения в заключенный контракт в части замены предусмотренной к поставке продукции на имеющую лучшие характеристики. По словам Елены Агаповой, директора Центра госзаказа Академии народного хозяйства, введение данной поправки позволит решить извечный вопрос заказчика: как получить товар наилучшего качества в большем количестве и за меньшие деньги? Теперь это возможно сделать при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком, отметила эксперт.
"Выгоды достаточно очевидны, но есть и риски, когда изначально круг поставщиков будет ограничиваться устаревшей спецификацией, а при исполнении контракта ее пересматривать будут только для "своих", – заметил Кирилл Кузнецов. – Тем более что понятие "лучше" – довольно условное. В целом этот риск минимален, но присутствует".
Что же касается поставщиков, то вряд ли их порадуют нормы, устанавливающие право заказчика к уже существующему обеспечению заявки и исполнения контракта требовать обеспечения гарантии. "Законопроект предлагает ввести финансовое обеспечение исполнения гарантийного срока в размере от пяти до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), поскольку в настоящий момент встречаются случаи указания бессрочного гарантийного срока, либо с указанием необоснованно длительного срока, – пояснила Елена Агапова. – Данная норма позволит заказчику устанавливать дополнительные требования по срокам и объемам гарантий на приобретенный товар, что способствует повышению качества товара с гарантией на весь срок эксплуатации".
Действительно, по словам Кирилла Кузнецова, это теоретически должно повысить защищенность заказчика от недобросовестных исполнителей контрактов. Но участие в госзакупках станет для добросовестного поставщика еще дороже, а соответственно, это скажется в итоге и на ценах, отметил эксперт.