Как ПАО «Газпром» вырастил из Электронной торговой площадки Газпромбанка (ЭТП ГПБ) надежного партнера, который стал крупнейшим игроком на рынке цифровых технологий? Какие продукты и сервисы создает площадка для газовой отрасли и какие перспективы развития у оператора и госкорпорации? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор ЭТП ГПБ Михаил Константинов.
— Сегодня ЭТП ГПБ обеспечивает закупочные потребности не только ПАО «Газпром» и дочерних структур, как было в начале пути оператора, но и имеет внушительный пул заказчиков. Под потребности клиентов расширяется сервисная линейка площадки, а как складываются партнерские отношения ЭТП ГПБ и ПАО «Газпром»?
— В 2012 г. ЭТП ГПБ создавалась не только как площадка для проведения торгов по 223-ФЗ, но и как сервисное бюро, которое позволит заниматься закупочной деятельностью и оптимизировать внутренние бизнес-процессы с помощью цифровизации. При этом в газовой отрасли давно развивается цифровая культура, очевидно, что без нее не могут взаимодействовать большое количество предприятий, обеспечивающих непрерывный технологический цикл. ПАО «Газпром» имеет высокий уровень цифровой культуры и цифровизации, поэтому при построении системы ЭТП и для ее развития была четко сформирована задача с точным пониманием и процессов, и технологий. Сегодня к площадке обращаются за мощными цифровыми продуктами, которые мы создаем под различные промышленные задачи, опираясь на технические регламенты и внутреннюю документацию.
— То есть ПАО «Газпром» вырастили себе партнера, в том числе для проведения электронных торгов и создания уникальных решений?
— Да, мы начинали исключительно с закупочной деятельности, а сегодня нам доверяют большие проекты. Мы участвуем в масштабных промышленных пилотах, в которых опираемся на статистику показателей и тенденцию развития корпорации прежде чем выбрать оптимальный путь решения поставленных перед нами задач. Благодаря такому, скажем, научному подходу нам удается экономить время и ресурсы. К примеру, ЭТП ГПБ привлекают к работе с номенклатурными рядами, без которой невозможно взаимодействие внутри компании, инвестиционная деятельность и коммуникация с внешним рынком. По сути, реализация технологии Единого номенклатурного номера – это создание «цифрового паспорта» продукции, который содержит полный набор ее технических характеристик. Информация для этого «цифрового паспорта» основана на нормативно-технической документации производителя. Каждой товарной единице присваивается единый номенклатурный номер, который идентифицирует ее на каждом этапе: научно-производственном, проектном, торгово-закупочном и других. Сейчас в ПАО «Газпром» эта технология работает идеально, но важно понимать, что все реализованные проекты были запланированы задолго даже до появления ЭТП ГПБ в режиме отраслевой нормативно-справочной информации.
— То есть ПАО «Газпром» — это своеобразный источник идей для ЭТП ГПБ?
— Не только для площадки, а для всего рынка. Вернемся к закупкам, этот процесс не строится только вокруг проведения торгов. Он начинается с построения модели рынка, со знания его основных игроков и их возможностей, знания взаимосвязей между отдельными исполнителями по проекту. Закупочная процедура даже не финализирует процесс, потому что после подписания договора нужно отследить поставку, ее качество и разные характеристики. С точки зрения огромного технологического цикла, который представляет собой газовая отрасль — эта задача кажется гигантской, но ее надо решать. Так, дочерняя компания «Газпром закупки» и ЭТП ГПБ запустили в промышленную эксплуатацию платформу «Газпром маркет», которая стала единой средой для взаимодействия заказчика и поставщика в ходе исполнения прейскурантных договоров.
Еще важно понимать, кого допускать не только к торгам, а к самой работе. Технология предквалификации позволяет держать фокус внимания на добросовестных исполнителях газоопасных работ, выполняемые на сетях газопотребления, связанные с проведением ремонтных работ и возобновлением пуска газа и пр. Цель предквалификации поставщиков — формирование реестра потенциальных участников закупок. В него попадают поставщики, способные производить необходимые виды ТРУ, соответствующие установленным требованиям к производственным процессам, качеству, экологичности и безопасности. Партнера выбирают с инженерной точки зрения, собирая максимум информации о его возможностях выполнить текущие работы. Технологический цикл в газовой отрасли не прерывный, а ПАО «Газпром» не может рисковать и ждать, поэтому создает для бесперебойной работы подобные технологические продукты. Опыт предквалификации, кстати, перенимают другие компании, в частности в арктических регионах.
— С уходом из России западных игроков, как изменилась потребность ПАО «Газпром» в ЭТП ГПБ? Санкции оказали большое влияние на партнерские взаимоотношения?
— ПАО «Газпром» начал заниматься импортозамещением в широком наборе номенклатур более 10 лет назад, а когда западные игроки ввели первый пакет санкций против России в 2014 году, оказалось, что у ПАО «Газпром» 99,1% трубной продукции — отечественная. Тоже и с компрессорной техникой, благодаря выстраиванию работы с конструкторами, проектировщиками и финансистами, а также контролю технологий. В этом процессе большую роль сыграло банковское сопровождение отечественных производителей, которое позволяет не ограничить или управлять подрядчиком, а исключить значительное количество рисков, инвестировать в поставщика согласно проектному плану. В результате, полученные деньги на техническое перевооружение гарантированно идут на выпуск нужной продукции, которая имеет спрос. ЭТП ГПБ, кстати, разработала часть инструментов для Газпромбанка в части взаимодействия с клиентами, которые как раз позволяют довести целевые средства по назначению.
— А какие планы развития такого тесного и взаимовыгодного партнерства на 2024 г.?
— Чтобы большая промышленная компания развивалась, у нее должен быть долгосрочный план развития. Она не может жить одним годом, скажем, как малый бизнес, который получает субсидии. Курс ПАО «Газпром» определен на десятилетия, но внутри него есть среднесрочные планы (на три года, пять лет и т.д.).
Совместно с «Газпром ЦПС», которая отбирает цифровые решения и технологии под задачи корпорации, ЭТП ГПБ будет совершенствовать Единую цифровую платформу строительства. Это глобальный проект для цифровизации процессов капитального строительства от проектно-изыскательских работ до момента ввода в эксплуатацию. Унего нет аналогов и он имеет серьезный рыночный потенциал. Часть технологий, которые ЭТП разработала в управлении строительства, задействованы в этом проекте и ЦПС планирует их развивать. На нас ляжет задача адаптации технологий к конкретному процессу, чтобы продукт получился универсальным для решения различных задач газификации. Уверен, что новая платформа станет правильным рыночным стандартом. Благодаря ей на рынке появится принцип построения и внедрения подобных цифровых систем.