До конца года ОНФ планирует проверить закупки продуктов питания для соцучреждений по всей России, рассказал Т94 координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы Антон Гетта. Нарушения появятся на карте картелей. Активистам уже удалось вычислить 51 компанию в 10 регионах. "В вопросе поставок питания мы не боремся за экономию. Приоритет – качество продуктов, которое достигается в конкурентной среде", – подчеркнул депутат.
В последнее время активисты ОНФ выявили несколько сговоров компаний при участии в торгах на поставку питания в соцучреждения и больницы, причем речь идет об огромных суммах. Так, в Пермском крае общая сумма контрактов по подозрительным сделкам составила 4,68 млрд рублей, в Свердловской области – более 2 млрд рублей. По данным ОНФ, картельные сговоры проходили также в Псковской, Ульяновской и Волгоградской областях, а организации, участвующие в них, с 2011 года получили контрактов на общую сумму около 25 млрд рублей.
"В 2017 году мы проверили данные по более чем семи с половиной тысячам контрактов в десяти регионах, – рассказал T94 координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы Антон Гетта. – Многие поставщики питания в социальные учреждения применяют мошеннические схемы, вступают в сговоры, образуют картели с целью нажиться, да еще на ком – на детях в детсадах и школах, на пациентах больниц. В общей сложности компании – участники картелей и сговоров в проверенных нами регионах заключили контракты на поставку питания в соцучреждения на 24,96 млрд руб. с 2010 по 2021 г.".
В Пермском крае, по данным ОНФ, три аффилированные компании (ООО "Медилайн", ООО "Элиона" и ООО "Амега") за 8 лет получили 268 контрактов на 3,81 млрд рублей. У компаний "Элиона" и "Медилайн" – один учредитель, а директор компании "Амега" указан как контактное лицо в двух других.
По данным ОНФ, торги, в которых участвуют эти компании, проходят без снижения цены, и в подавляющем большинстве процедур побеждает одна и та же компания. А в декабре 2016 года интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, куда поставляла еду компания "Элиона", был закрыт из-за массового отравления воспитанников. "В торгах они участвуют либо вместе, либо вообще только одна компания, без конкурентов. Торги зачастую проходили вообще без снижения начальной цены контракта либо с минимальным снижением. Всего две эти компании уже получили контрактов на общую сумму 870 млн рублей", – отмечают в ОНФ.
Активисты передали информацию в Федеральную антимонопольную службу. Руководитель управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев сообщил, что ведомство изучит эти данные.
Похожая ситуация сложилась в Свердловской области, где активисты ОНФ выявили признаки двух фактов сговора компаний при проведении торгов на поставки питания в детские сады, школы и детские оздоровительные лагеря региона более чем на 2 млрд рублей.
На сговор компаний ООО "Аппетит", ООО "Аппетит-плюс" и ООО "В Аппетит", по данным ОНФ, пришлось 1,35 млрд рублей. С 2011 по 2017 годы эти компании поочередно выигрывали на торгах, заключив в итоге 391 контракт, в том числе контракты на поставку питания для детей до 2021 года. У всех трех компаний – один директор, в двух – он является еще и учредителем, большинство торгов проходит без снижения цены, зачастую в торгах участвует единственный участник, говорят в ОНФ.
Во втором случае речь идет о сговоре двух компаний с похожими названиями и единым владельцем – ООО "Комбинат питания школьно-базовый" и ООО "Комбинат питания". По данным ОНФ, они вместе выходят на торги, демонстрируют минимальное снижение и за несколько лет получили контрактов на 710 млн рублей. Эту информацию активисты также передали в ФАС.
Привлечение внимания к проблеме питания связано с тем, что в адрес проекта поступают многочисленные сигналы о некачественных обедах и завтраках в образовательных учреждениях, рассказал Антон Гетта. "Качество питания детей в детсадах, школах и больницах определяет здоровье нации. Дети должны расти сильными и здоровыми, а для этого получать полноценное, достаточно калорийное и разнообразное питание, я уж не говорю о том, что все продукты и блюда должны быть свежими, и уж никак не с плесенью или какими-то грибками", — отметил он.
Гетта напомнил, что 2018–2027 годы объявлены "Десятилетием детства" и ОНФ воспринимает это поручение президента как прямое руководство к действию, тем более что президент поручил правительству и ФАС ужесточить контроль за картелями. "Я верю, что наши совместные усилия – людей в регионах, активистов и экспертов ОНФ, ФАС, региональных органов власти и правоохранительных органов – помогут запустить процесс в обратную сторону и проблемных зон на карте картелей будет все меньше и меньше", – добавил он.
Гетта также рассказал, что при выявлении нарушений ОНФ в первую очередь отталкивается от сигналов людей на некачественное питание. "Далее активисты и эксперты проекта проверяют информацию о тендерах на поставку питания в социальные учреждения. По итогам анализа закупок в большинстве случаев мы сталкивались с одной и той же проблемой – за нарушениями стояли крупные компании, которые поделили рынок между собой. Нам уже удалось вычислить 51 компанию в 10 регионах. Недавно мы рассказывали о картелях в Волгограде и Ульяновске. К ним добавились компании в Пермском крае, Свердловской и Псковской областях, – отметил он.
По каждому выявленному случаю активисты проекта работают вместе с региональными властями. "В вопросе поставок питания мы не боремся за экономию. Приоритет – качество продуктов, которое достигается в конкурентной среде", – отметил координатор проекта ОНФ.
"Это социально значимая тема, – говорит директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. – Сравнить цены на детское питание по госконтрактам и в магазинах довольно просто, а значит и порядок навести проще. Но не думаю, что масштаб злоупотреблений и откатов в этой сфере максимальный – слишком очевидна была бы разница в ценах с обычной розничной торговлей. ФАС возбуждала дела в этой сфере, но либо обвинения были построены на предположениях, и суды их отменяли, либо на формальном признаке – небольшом проценте снижения цены. Это неправильный подход. Надо смотреть не на процент снижения, а на разницу в ценах с коммерческим сектором", – считает эксперт.
Тема детского питания, возможно, не самая проблемная, но зато точно одна из самых ярких, рассуждает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. "Именно со скандалов, связанных с закупками детского питания, началась в своё время разработка законопроекта, который тогда ещё носил имя "федеральной контрактной системы". Актуализация этой проблемы с одной стороны даёт основания говорить об активной работе ОНФ, но одновременно возвращает нас к серьёзному размышлению о том, в какой степени достигнуты цели, декларировавшиеся при формировании контрактной системы", – напоминает он.
Автор: Анастасия Смоленская