Главное об электронных закупках

Госзаказ: новые поправки — старые проблемы

Мнение Ярослава Кулика, старшего юриста Центра защиты прав предпринимателей и инвесторов Art de lex

Такова бюрократия в России: все здравые идеи и поручения, которые дают высшие должностные лица страны и которые призваны совершенствовать социально-экономические процессы в государстве, умело выхолащиваются в аппаратных кабинетах чиновников. В очередной раз это произошло со сферой размещения госзаказа, когда в экспресс-режиме в Госдуме были приняты поправки в многострадальный и скандальный закон о размещении заказов (94-ФЗ).

В послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев говорил о необходимости новой редакции закона о госзакупках — более продуманной и более современной. Президент также указывал на то, что нужно предварительно публиковать информацию о планах по размещению заказов и мнения экспертов о соответствии этих планов современным требованиям и рыночным ценовым условиям. Ничего подобного мы не видим в принятых поправках. Проблема коррупциогенности закона не решается, а пришитые в очередной раз заплатки реального действия не возымеют.

ФАС и Минэкономразвития в активном противоборстве лоббировали свои концепции. ФАС — в режиме правок действующего закона, министерство же ратовало за новый закон о федеральной контрактной системе. Сошлись на полумерах. Но президент закон подписал.

Основные нововведения: правила определения начальной цены и полномочия правительства устанавливать на свое усмотрение иной порядок размещения заказа. Очевидна абсурдность предложения определять начальную цену контракта на основании данных государственной статистической отчетности, официального сайта или реестра госконтрактов, которые за годы действия закона накопили информацию о завышенных ценах. Создается иллюзия реформирования госзаказа, тогда как в сущности ничего не меняется.

Также представляется сомнительным, что заказчики и уполномоченные государственные органы будут проводить исследования рынка для того, чтобы определить начальную цену (такая возможность, но не обязанность для них предусмотрена новым законом). Информация о ценах производителей и общедоступные результаты изучения рынка не изменят ситуацию: наличие коррупционного «права» заказчика осуществить свои расчеты начальной цены сводят эти поправки на нет.

Аналогичная ситуация с назревшими требованиями к гарантиям поставщика (участника торгов), обслуживанию товара и расходам на эксплуатацию товара. Указанные требования опять субъективно устанавливаются заказчиком (уполномоченным государственным органом) «при необходимости». Данный фактор также является по сути своей коррупционным.

Что касается новых полномочий правительства определять особенности размещения конкретного заказа на поставку товара или оказание услуги для федеральных нужд, то и здесь законодатель не добавляет прозрачности существующей системе. Еще в Госдуме была жаркая критика со стороны оппозиционных партий по поводу предложенной редакции статьи 55.3 94-го закона. Правительство получает право разместить любой заказ любым способом, отличным от торгов и ограниченных случаев неторговых процедур. Известный пример по определению ФАС и Минэкономразвития порядка отбора электронных площадок продемонстрировал резкую критику со стороны участников рынка, делового и профессионального сообществ.

Никто уже не опровергает, что 94-ФЗ скрывает коррупцию в госзаказе. ФАС России умело оперирует статистической информацией и докладывает о значительной экономии по итогам размещения государственных заказов, определяя приоритетом развития данной сферы электронные аукционы. Однако не поддаются логике отчеты об экономии бюджетных средств за счет таких аукционов, когда начальные цены являются существенно завышенными. Надо отметить, что системный и объективный анализ результатов работы электронных площадок, обеспечивающих проведение восхваляемых ФАС электронных аукционов, позволил участникам состоявшихся 22 апреля в Госдуме парламентских слушаний обнаружить значительные проблемы их функционирования. Становится очевидным, что ограничение количества площадок не стимулирует повышение качества инфраструктуры для размещения госзаказа, а приводит в итоге к снижению эффективности всей системы электронных аукционов.

Очевидно, что на принятых поправках реформа не заканчивается и даже не начинается. Минэкономразвития создало специальный департамент по разработке федеральной контрактной системы. В Госдуме принято решение создать группу по разработке новой редакции закона о госзакупках. Новую систему государственных закупок министерство обещает к осени. Однако путь к ней будет тернистым: федеральной контрактной системе Минэкономразвития предстоит преодолеть законодательный процесс без существенных потерь и не повторить опыт многих других реформистских законопроектов. Остается только уповать на эффективность контроля высшего руководства нашего государства за качеством выполнения данных им поручений и нашу активную гражданскую позицию, чтобы не получилось как всегда. Для этого достаточно чаще напоминать себе, что все закупаемые государством товары и услуги приобретаются в конечном счете на деньги налогоплательщиков и предназначены для граждан.
 

Статьи по теме