Главное об электронных закупках

Госзакупки СПО: Что не запрещено, то разрешено

Однако, здравого смысла никто не отменял.

Госзакупки СПО: Что не запрещено, то разрешено

Использование свободного программного обеспечения (СПО) – мировой тренд, к которому во многих странах начали уже обращаться на государственном уровне. Однако, если в Болгарии, например, принят закон о принудительной публикации 100% исходных кодов государственного ПО, то в США официально открыты только 20%, а в некоторых странах совсем отказались от подобных инициатив. Почему это так и как обстоят дела в России – в обзоре Т94.

 

Если программное обеспечение создано за государственный счет, из средств бюджета, оно фактически оплачено налогоплательщиками. Представляется логичным, чтобы его исходные коды были общественным достоянием. В противном случае открываются лишние возможности для «распила» бюджета. В Болгарии эта проблема стояла много лет: известны были случаи создания статических сайтов за сотни тысяч евро, и никакие скандальные разоблачения не помогали. В итоге в 2016 г. были приняты поправки к Закону об электронном управлении. Теперь болгарский госзаказчик обязан публиковать в открытом доступе исходные коды любых программ, которые были для него разработаны из бюджетных средств.

 

Этот опыт активно приводится в качестве примера российскими сторонниками принудительного внедрения СПО в госструктурах, но он касается законодательных мер, принятых недавно, и экономический эффект от них оценивать пока рано.

 

Есть и другие примеры. Например, в госучреждениях Вьетнама попытки активно использовать СПО предпринимаются уже более 10 лет, но там нет достаточного количества квалифицированных специалистов для техподдержки. На днях стало известно, что Японский институт Linux Professional Institute (JPI) Evolable Asia и Колледж Đông Á Đà Nẵng создали учебную программу по информационным технологиям, которая позволит решить кадровую проблему в сфере IT во Вьетнаме. Однако, на это уйдут и годы, и деньги.

 

Можно обратиться и к опыту Германии. В 2004 г. Мюнхенский городской совет принял решение перевести 15 тыс. компьютеров на Linux. Таким образом, можно было отказаться от Windows и других продуктов Microsoft. Однако выяснилось, что Linux сложно обновлять и поддерживать, "свободный" и "бесплатный" не одно и то же, техподдержка ограничена, и самостоятельно приходится делать массу дорогостоящих доработок. Процесс перехода на Linux занял около 10 лет, а уже через год были приглашены эксперты, чтобы можно было с наименьшими потерями вернуть все на круги своя. Напомним, что Мюнхен – административный центр Баварии, наиболее зажиточной из германских земель и не стесненной в средствах.

 

В США, где вопрос "куда идут деньги налогоплательщиков" можно услышать даже из уст ребенка, существует так называемая политика по федеральному исходному коду. В рамках этой политики, с августа 2016 г. не менее 20% исходного кода, разработанного для министерств и ведомств США, будет публиковаться под Open Source-лицензиями. Но 20% –  это только первые осторожные шаги. Та же политика рекомендует государственным служащим и работающим по контракту участвовать в сообществах существующих проектов открытого ПО. Это возвращает нас к проблемам создания экосистемы, с которой столкнулись в Германии и Вьетнаме. В докладе Center for a New American Security, например, отмечается, что использование СПО в Министерстве обороны США носит пока несистемный и разрозненный характер, хотя Пентагон – один из крупнейших в мире пользователей такого софта.  

 

В России, как и в других странах, юридически не запрещено заказывать и внедрять СПО, в том числе и госкомпаниям: "В случае, если по условиям государственного контракта, заключенного по правилам Федерального закона №44-ФЗ, исключительные права на программное обеспечение принадлежат Российской Федерации, государство как правообладатель сможет установить в отношении таких объектов особый режим использования. В том числе, предоставить любым лицам (или неопределенному кругу лиц) возможность безвозмездно использовать принадлежащие Российской Федерации права на программное обеспечение на определенных условиях и в течение указанного им срока. Такое решение действительно создает предпосылки для экономии бюджетных средств, поскольку в ряде случаев отпадает необходимость разработки программного обеспечения (в том числе исходных кодов программного обеспечения), аналогичного ранее созданному", говорит Оксана Гаврилюк, Главный эксперт Департамента законотворческой деятельности ТПП РФ.

 

Примеры есть прямо сейчас, без жесткого давления "сверху". Система исполнения государственных и муниципальных услуг (СИУ), предназначенная для использования в регионах РФ, разработана на базе свободного программного обеспечения. Она способна автоматизировать бизнес-процессы оказания услуг на всех уровнях от работы Правительства региона до администраций сельских поселений. Сегодня СИУ и часть ее модулей используются в Пензенской и Ярославской областях. Программный комплекс "Госуслуги.open", в который входит СИУ, был создан совместно специалистами компаний "Росоператор" и CodeInside. 8 апреля 2016 г. он внесен в Реестр отечественного ПО.

 

"Механизм СПО подразумевает публикацию исходных кодов для совместного использования регионами, а также методологию доработки и возвращения в открытый доступ доработок. У каждого СПО должен быть основной заказчик, следящий за правилами разработки и развития, поддержки и документирования, принимающий или возвращающий правки на доработку. Сам переход должен быть спланированным процессом для обеспечения максимальной совместимости СПО с существующими документами и данными. Нельзя начать работать с новым СПО сразу и бесповоротно", сказал в комментарии Т94 директор CodeInside Максим Семенкин.

 

Создавать комфортную экосистему удобнее прежде всего в своей стране со своими разработчиками программного обеспечения. Это соображение заставляет от проблем открытого и закрытого кода вернуться к проблемам импортозамещения. Заместитель директора Департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи Дмитрий Захаров рассказал Т94 о государственной политике в отношении поддержки отечественного программного обеспечения.

 

"СПО само по себе не дает экономии бюджетных средств. Примеры использования СПО различными государственными структурами по всему миру показывают, что средства, которые государство потенциально может сэкономить на приобретении лицензий СПО, в итоге направляются на его техническую поддержку. Для нашей страны куда актуальнее вопрос перехода на отечественное ПО, независимо от типа его лицензирования, что должно обеспечить безопасное использование с гарантированным результатом. В настоящее время министерством подготовлена и совершенствуется в соответствии с правоприменительной практикой соответствующая нормативно-правовая база. Создан и действует реестр отечественного ПО, в который входит уже более 3100 продуктов, проверенных и рекомендованных к использованию в госорганах. По предварительным подсчетам, в настоящее время в реестре представлено около 50% отечественных программных продуктов, процесс включения ПО в реестр продолжается. В настоящее время государственные органы уже заключают контракты на приобретение отечественного ПО, однако далеко не всегда соответствующие нормы законодательства исполняются в должной мере. Минкомсвязь России продолжает работу по совершенствованию нормативно-правовой базы с целью обеспечить рост доли отечественного ПО в государственных закупках", говорит эксперт.

 

На сайте "Российская общественная инициатива" сейчас идет сбор подписей за полный переход государственных заказчиков на СПО в законодательном порядке. Однако ни условий, ни достаточного опыта для этого перехода нет.  Мировой тренд использования СПО действительно существует, первые результаты, как положительные, так и отрицательные, отдельными организациями получены, в том числе и у нас, но для изменений в законодательстве этого мало.

 

Автор: Олеся Кривцова

Статьи по теме