Главное об электронных закупках

Как «цифровой двойник» поможет промышленным предприятиям в поиске инвесторов

Как «цифровой двойник» поможет промышленным предприятиям в поиске инвесторов

В России набирает обороты технология «цифрового двойника» строящегося промышленного производства. Речь идет о виртуальном моделировании всех процессов, происходящих на стройке, на работающем производстве и даже на отдельном оборудовании. Подробнее о том, кто и для чего использует «цифровой двойник», рассказывает генеральный директор ЭТП ГПБ Михаил Константинов.

Почему «цифровой двойник» эффективнее, чем традиционные способы привлечения институционального и регионального инвестора в промышленный сектор?

– «Цифровой двойник» (IPM) решает трудоемкие вопросы прозрачности и безопасности проекта на всех этапах его реализации. Каждый процесс и каждый документ виртуально отражается в «цифровом двойнике», это позволяет прогнозировать развитие проекта на продолжительный срок. Причем за счет ежедневного обновления данных этот прогноз будет очень точным, основанным на свежих фактах. Традиционные же способы привлечения инвестиций дают картину проекта непосредственно в момент, когда инвестор принимает решение о финансировании. Такой подход работал в предыдущие годы и выполнил свою задачу на тот момент. Но у него есть недостаток – оторванность от практики, когда стройка объекта уже началась, и реальность внесла коррективы в самый проработанный план.

Зачем инвестору «цифровой двойник», если инвестор может регулярно выезжать на строящийся объект, проверять отчеты исполнителей?

– Для инвестора принципиально понимать, что происходить с проектом в каждый момент времени – как он меняется с точки зрения планируемых сроков и доходности. Институциональный инвестор вложил деньги – другими словами, купил инфраструктурную облигацию – и теперь ждет прибылей. Чтобы снизить риски, он контролирует и регулярно мониторит ситуацию. В случае непредвиденных негативных перемен деловая бдительность позволит инвестору быстро решить, как поступить с сомнительной инфраструктурной облигацией. С помощью технологии «цифровых двойников» институциональный инвестор увидит, что происходит с объектом, в любой момент. Если сдвинулись сроки исполнения работ, если не вовремя поступила оплата, если подрядчик не привез материалы – все это сразу будет видно. И не понадобится дожидаться отчета исполнителей. Более того, изменится и прогноз развития проекта. Инвестор увидит, как изменения сроков поставок материала отразилось на конечном сроке сдачи объекта и его предполагаемой доходности.

Кардинально другая модель поведения у второго типа инвесторов – регионального. Его еще называют социальным инвестором. С точки зрения развития страны, этот инвестор –самый важный. Социальный инвестор отличается от институционального горизонтом планирования – десятками лет. У него есть вторая производная доходности – сервисные предприятия, которые обслуживают крупные региональные предприятия. Это малый бизнес, транспортная и социальная инфраструктура. Для региона важно развитие этих предприятий, поэтому он нередко привлекает дополнительных инвесторов под государственно-частное партнерство. На выходе получается экосистема с центром в виде крупного промышленного объекта. Сложность взаимоотношений между участниками этой экосистемы пропорциональна ее величине. И «цифровой двойник» решает задачу по координации действий участников. Кроме того, региональный инвестор – это бюджетные деньги, предполагающие строгий контроль и отчетность. И здесь также поле для работы с «цифровым двойником».

Финансирование выпуска продукции – третий тип инвестора. Как это происходит? Строится инновационное промышленное производство, и им интересуется крупное предприятие-инвестор. Он готов частично вложиться в будущий инновационный продукт, который предприятие-инвестор планирует использовать в собственном производственном цикле. Такой инвестор готов дать под выпуск продукта большой аванс, а после получать, например, в течение пяти лет 50% продукцию по фиксированной формуле цены. И это тоже промышленная экосистема – одно производство решает модернизировать собственный технологический цикл, попутно привлекая и развивая другие предприятия и производственные циклы. Федеральная ценность этого инвестора в том, что он становится локомотивом модернизации сразу нескольких технологических циклов в одной, а то и сразу в нескольких отраслях. Модерация и контроль за несколькими технологическими циклами одновременно – одна из функций «цифрового двойника».

Можно сказать, «цифровой двойник» объединяет разные виды инвесторов…

– Понимаете, многих отраслях мы достигли сейчас технологического предела. К примеру, в металлообработке с точки зрения качества и точности мы пришли к совершенству. Теперь только управление этим агрегатом позволит сделать его принципиально более эффективным. «Цифровой двойник» или виртуальное моделирование процессов должно начинаться с проекта объекта и учитывать уже готовое изделие, которое будет изготавливаться. Каждый из моделируемых цифровых шагов нужен всем трем видам инвесторов для решения их профильных задач, которые различаются.

Как выглядит принцип работы «цифрового двойника»?

– В проекте строящегося объекта есть исходные данные или состояния. Если участники проекта вносят изменения, они должны сразу отразиться в расчете себестоимости. Соответственно, должна измениться договорная база. Если данные не цифровые, то сделать это быстро нельзя. «Цифровой двойник» позволяет увидеть даже институциональному инвестору свой доход с учетом изменений в настоящий момент времени. Изменения в системе происходят ежесуточно. Как банк закрывает баланс раз в сутки, так и «цифровой двойник» обновляет данные по стройке раз в сутки.

Какие данные должны быть загружены в течение суток в «цифровой двойник»?

– Все, которые соответствуют проектному заданию. На объекте каждый день и час выполняются определенные работы и все они должны попасть в цифровой двойник.

То есть, построили стену – загружаем соответствующие данные в «двойник»?

– Верно. По каждому пункту, который прописан в контракте, создаем виртуальную модель. Мы построили стену – делаем конкретную отметку в системе. То же происходит, когда завершен этап работы и по нему должна пройти оплата. При этом, все документы генерируются автоматически, речь как раз о технологии интеллектуального контракта. Если же выполняется сложный международный проект, то используется распределенный реестр технологии обмена данными, чтобы все заинтересованные стороны знали что, где и как происходит. Таким образом, «цифровой двойник» берет лучшее от современных технологий и объединяет в многофункциональный сервис на пользу инвесторам.

Какие плюсы может принести «цифровой двойник» с точки зрения взаимодействия участников проекта с регулирующими органами?

– Когда проект сложный и в нем задействовано много участников, а гарантировать добросовестное поведение каждого невозможно. Возникают ситуации, когда контрольный орган видит «темную схему» на одном из уровней исполнения контракта и доказывает, что один из участников проекта повел себя недобросовестно. В результата, проект получает отказ возврата НДС. Это проблема для каждого инвестора – в проекте сразу минус 20% ликвидности. «Цифровой двойник» позволяет избегать этих неприятных неожиданностей – сразу объективно показать, как деньги распределены и каким был реальный расчет внутри проекта. Так и регулятору спокойнее, и участникам проекта, еси они соблюдают закон.

Каким образом контролирующий орган получит доступ к «цифровому двойнику»?

– «Цифровой двойник» – технология доступа, которая дает возможность разово оценить ход проекта – передать все данные по проекту в регулирующие органы. Через «цифровой двойник» регулятор может следить за проектом непрерывно, если речь идет о проекте государственной важности. В этом случае сотруднику регулирующего органа предоставляется постоянный доступ к «цифровому двойнику». «Цифровой двойник» хорош тем, что в нем есть все: и расчеты, если используется банковское сопровождение, и план ликвидности, исходя из текущих договорных обязательств, и план закрытий, исходя из ежесуточных показателей. При необходимости, все эти данные можно предъявить контрольным органам.

А по закону, например, налоговая служба может принять данные с «цифрового двойника»?

– Конечно. Ведь НДС предъявляют к возмещению по итогу закрытия этапов объекта. Руководитель объекта передает первичную документацию в цифровом виде, ничего не нарушив. Сейчас стоит вопрос конвенции: как сделать процесс перехода на использование «цифрового двойника» юридически значимым по всем правилам интеграции, которые задают регулирующие органы. Я уверен, что налоговая и даже таможенная служба пойдут по этому пути.

Зависит ли эффективность применения «цифрового двойника» от отрасли или размера строящегося объекта?

– «Цифровой двойник» эффективно работает в любой отрасли и на объекте любого размера. Причем не только во время строительства, но и в ходе модернизации. На любом этапе проекта «цифровой двойник» будет полезен. Даже при внедрении его на заключительном этапе строительства «двойник» принесет пользу – например, покажет недочеты в документации. Для этого понадобится только оцифровать контрактную базу и номенклатуру, чтобы понимать, какие материально-технические ресурсы были использованы. И тогда можно, например, снять с некоторых участников проекта лишние подозрения – обоснованно ли приобрел материал дороже, но лучше, или дешевле, но хуже. Также можно посмотреть, как был построен объект, чтобы потом внести коррективы в его эксплуатацию.

Где «цифровой двойник» мог бы применяться в нашем регионе?

– Если говорить о Мурманской области, первой приходит на ум Кольская верфь компании НОВАТЭК, одна из составляющих Мурманского транспортного узла. Это пример масштабного федерального проекта, который повлияет не только на регион, но и на всю страну. Объем инвестиций в проекте соответствующий – более 50 миллиардов рублей. Огромное количество подрядчиков, документации, отчетов – «цифровой двойник» стал бы здесь структурирующим звеном между всеми участниками проекта. Если говорить о давно функционирующих сложносоставных объектах, могу назвать Мурманский морской торговый порт компании СУЭК. Генеральный директор ММТП Александр Масько со вступления в должность занимался внедрением новейших промышленных технологий, и сейчас по многим направлениям работы порта 80 процентов технологий – это новейшие разработки. Собственно, опыт мурманских портовиков и лег в основу недавно созданного справочника наилучших доступных технологий (НДТ), которым будут руководствоваться порты по всей России. Технологически к работе ММТП что-то добавить сложно, повышения эффективности работы порта теперь можно добиться внедрением цифровых технологий – таких, как «двойник». Не могу не назвать Мурманский транспортный филиал «Норильского Никеля». В его распоряжении собственный флот ледового класса и перегрузочный терминал – большое хозяйство, много процессов, требующих цифровой обработки. Так же ситуация обстоит и с «Атомфлотом» корпорации «Росатом», ведущим активную работу в Мурманске. Перечислять компании можно долго, каждая крупная добывающая компания нуждается в виртуальном отражении процессов, каждый крупный строящийся и работающий объект может решить многие свои проблемы с помощью «цифрового двойника».

Как вы думаете, какие глобальные проекты могли бы быть реализованы гораздо эффективнее, если бы при их строительстве использовался «цифровой двойник»?

– Любой объект, который построен и начал приносить пользу, имеет свои экономические параметры. Если это крупный объект, речь идет о долгом сроке, на котором мы обязаны рассматривать его полезность – это не 10 и даже не 15 лет. Я не буду называть конкретные объекты, но практически все проблемные стройки нашей страны могли бы избежать осложнений многих проблем еще на этапе работы с проектно-сметной документацией, если бы применяли «цифровой двойник». Как правило, корень всех последующих проблем лежит в ошибках планирования. И виртуальное моделирование процессов выявило бы эти ошибки намного раньше, чем наступили бы неприятные последствия.

 

Михаил Константинов
Генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка

Статьи по теме