Главное об электронных закупках

Конфликт интересов: родственников заказчика отстранят от закупок

Друзей и бывших супругов запрет не коснется

Конфликт интересов: родственников заказчика отстранят от закупок

Минфин разработал законопроект, запрещающий родственникам заказчика участвовать в закупках. Таким образом авторы рассчитывают обеспечить добросовестную конкуренцию при закупках госкомпаний и компаний с госучастием. Новые правила могут заработать в январе 2018 года. Сейчас документ проходит обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

Законопроект Минфина вносит изменения в 3 ст. 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (закупки госкомпаний и компаний с госучатием). Под новое регулирование подпадут участники закупки, руководители заказчика и члены комиссии по осуществлению закупок. Заказчик и исполнитель (выгодоприобретатель) не должны состоять в браке или быть близкими родственниками (родителями, детьми, братьями, сестрами, бабушками и дедушками, в том числе по одному из родителей). Это правило также распространяется на приемных детей и родителей.

Выгодоприобретателями авторы документа называют физических лиц, напрямую или косвенно (через одну или несколько компаний) владеющих более чем 10% голосующих акций компании,  долей в уставном капитале более 10% или имеющих возможность определять решения, которые принимает другая компания. Например, распоряжаться более чем 50% ее голосующих акций или выполнять функций исполнительного органа этой компании. Заказчики должны будут проверять участников закупок на наличие прямого или косвенного конфликта интересов через Единую информационную систему.

Таким образом в Минфине планируют обеспечить добросовестную конкуренцию за заказы госкомпаний. "Установление механизма запрета участия в закупках юридических и физических лиц направлено на пресечение злоупотреблений, связанных с привлечением заказчиком к исполнению контракта аффилированных организаций", – отмечают авторы проекта в пояснительной записке. Они напоминают, что сейчас аналогичный запрет уже есть в 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Учитывая, что 223-ФЗ регулирует сходные правоотношения, целесообразно распространить эти положения и на закупки 223-ФЗ, считают в Минфине.

Законопроект находится в русле политики Минфина по сближению Законов 223-ФЗ и 44-ФЗ, отмечает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. "Этот копипаст из правил контрактной системы в целом объясняется объективной необходимостью борьбы с манипуляцией результатами торгов", – поясняет он.

Идея общедоступности информации о всех связях, возникающих между заказчиком и поставщиком, не нова, как и желание властей отследить и пресечь потенциальный конфликт интересов в рамках 223-ФЗ, говорит гендиректор НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский.

С аналогичной инициативой год назад выступила Генпрокуратура. В июле прошлого года Генеральный прокурор Юрий Чайка утвердил план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе, закупках госкомпаний и естественных монополий. Генпрокуратура предложила ввести понятие "конфликт интересов" в закупки госкомпаний и расширить список должностей, на которых оно распространяется в закупках государства. 

Тогда же Минэкономразвития предложило распространить требования о запрете конфликта интересов не только на сотрудников контрактных служб, членов комиссий и заказчиков, но и на их начальников, если те могут на них влиять, например, на вице-губернаторов, отвечающих за закупки. По задумке ведомства, заказчики должны были размещать список таких лиц в Единой информационной системе. Такой же механизм может быть установлен для госкомпаний.

Отслеживание связей между заказчиком и поставщиком могло бы решить очень многие проблемы, считает Сухадольский. "Если бы это делалось автоматически, на основе имеющихся у государства данных о гражданах, то могло бы решить многие задачи, сразу расставляло бы "флажки" для руководства заказчика и контролирующих органов. Отслеживание может проходить не публично, чтобы не открывать персональных данных", – рассуждает он.

Конфликт интересов в процессе закупки может возникнуть не только с участием родственников, отмечает член Президиума Генсовета "Деловая Россия", руководитель Комитета по ГЧП и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов. "Ситуации, в которых личная заинтересованность возникает между друзьями и или супругами, состоящими в фиктивном разводе, встречается гораздо чаще. Поэтому в поправке стоит предусмотреть все возможные случаи нарушения законодательства, а главное, установить соразмерное наказание", – пояснил он T94.

Вопрос о том, всегда ли взаимное влияние означает манипуляцию, заслуживает отдельного обсуждения, считает Казанцев. "Кроме того, не вполне понятно, почему запрещено взаимное влияние супругов, но разрешено, например, дяди и племянника, кузенов, зятя и тестя, пары без официальной регистрации отношений. Все же взаимное и при этом манипулятивное влияние не укладывается в формальные схемы и зачастую требует оценки по существу в каждом конкретном случае. Одними лишь списками здесь не справиться", – считает он.

Автор: Анастасия Смоленская

Статьи по теме