Недавно в белорусской газете "Рэспублiка" прошла публикация, посвященная российско-белорусским отношениям в сфере закупок. Автор статьи Шлагбаум на торговой улице утверждает, что белорусским поставщикам в России ставят палки в колеса, при этом сами россияне постоянно вклиниваются на белорусский рынок. Звучит даже слово дискриминация. Т94 заинтересовался проблемой, и все оказалось не так однозначно.
Прежде всего, не стоит делать далеко идущие выводы по данным отраслей, не являющихся ведущими на госзакупках.
"Основная масса всех государственных заказов по 44-ФЗ и 223-ФЗ так или иначе связаны со строительством. Это более 2/3 от общего числа заказов на торговых площадках, если считать в рублях", – сообщил Т94 руководитель аналитического центра Ассоциации участников закупок Владимир Ястребов.
Не секрет, что в российской строительной отрасли сейчас кризис: по данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) количество банкротств за 2016 г. подскочило на 17,3%. Высшая школа экономики подсчитала что в предбанкротном состоянии пребывает до 18% российских строительных компаний. Но вот что интересно: в мае этого года в Пскове проходил Третий Международный форум регионального сотрудничества, на котором псковские власти рассказали об отличной работе белорусских строителей и своем намерении сотрудничать с ними в дальнейшем. Белорусскими специалистами уже детально проработан и представлен администрации Псковской области проект жилого квартала "Сиреневый бульвар". 1 сентября этого года в псковском микрорайоне Борисовичи откроется школа, которая построена при участии белорусских строителей и с использованием белорусских стройматериалов. На стройке работало 560 человек из разных областей Беларуси. По данным Российской газеты, в Калужской и Смоленской областях строятся уже целые "белорусские кварталы" – быстро и недорого. О том, чтобы спасать российские строительные компании, элементарно не выдерживающие конкуренции ни со своими, ни с чужими, речи не идет.
За I квартал 2017 г. крупнейшие госконтракты в Беларуси на поставку сырья, материалов и услуг действительно получил ряд российских компаний. Вот как выглядит ТОП-10 по данным белорусской газеты "Ежедневник": "ТАУ" (Россия), поставки синтетического каучука; "Псковвтормет" (Россия), поставки черного лома; "Олд Мех" (Россия), поставки подшипников и комплектующих; Aurobindo Pharma (Индия), поставки сырья для "Белмедпрепаратов", ТМК (Россия), поставка насосно-компрессорных труб; "Химические системы" (Беларусь), поставки кальцинированной соды; "Северсталь" (Россия), поставки металлопроката; "Польмед" (Беларусь), поставка лекарств; "Ремус-Декор" (Украина), поставки огнеупорной глины; "ВиН" (Беларусь), поставки осажденного диоксида кремния.
Итого – 5 российских поставщиков, 1 индийский, 1 украинский, 3 белорусских. При этом в ТОП-10 оказались два заказа компании "Белшина". Россияне поставляют ей синтетический каучук, а белорусы – осажденный диоксид кремния. Здесь стоит задаться вопросами не дискриминации, а производственных мощностей. Индийская Aurobindo Pharma, например, – один из крупнейших мировых производителей субстанций для фармацевтики и дженериков. С ее ценами и качеством продукции спорить сложно, не только на белорусском рынке, но и на мировом.
Какие же все-таки есть проблемы? Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-center, рассказал Т94: "К сожалению, сегодня в сфере регулируемых закупок белорусам мало что утешительного можно сказать. Их претензии обоснованы, и более того – в закупках по Закону № 223-ФЗ (сумма которых в четыре раза больше суммарного объёма государственного и муниципального заказа) установлен приоритет именно для российских поставщиков. Это не закрывает огромный рынок закупок госкомпаний для белорусов, но ставит их в невыгодные условия, поскольку в тексте Постановления № 925 не сказано, что белорусские союзники имеют для целей данного постановления равный статус с россиянами. Правда, в предпоследнем пункте этого постановления сказано о том, что оно применяется "с учетом" в т.ч. Договора ЕАЭС – Минэкономразвития России толковало эту оговорку в том смысле, что поставщики из Беларуси должны иметь в закупках по Закону № 223-ФЗ равный статус с россиянами, да и правоприменительная практика потихоньку направляется именно в русло такого толкования. Однако, ставить точку в дискуссии о применении этой нормы, увы, пока еще рано. Но коммерческие закупки у нас, к счастью, пока еще детально не урегулированы законодательством, и доступ к ним поставщикам из Беларуси как и раньше открыт. И в сегменте B2B, и в сегменте B2C белорусские товары все так же популярны у российских покупателей".
На белорусском сайте госзакупок Icetrade есть раздел "Зарубежные закупки", в котором преобладают российские тендеры. Кроме того, развивается сотрудничество между российскими и белорусскими электронными торговыми площадками.
Как рассказали Т94 в пресс-службе Белорусской универсальной товарной биржи, проект ее интеграции с Национальной электронной площадкой стартовал еще в 2012 г., но пока остановился на первом этапе. "Активных подвижек ко второму этапу пока нет, однако, поскольку электронные цифровые подписи Беларуси и России взаимно признаются, никто не мешает российским производителям регистрироваться и участвовать в белорусских торгах, и наоборот", – сообщил нам представитель БУТБ. По замыслу создателей проекта, итогом интеграции должна стать возможность взаимного участия российских и белорусских поставщиков в процедурах размещения государственного заказа Российской Федерации и Республики Беларусь. Сейчас российские и белорусские поставщики могут воспользоваться результатами первого шага интеграции – возможностью поиска извещений о проведении аукционов в электронной форме на поставку товаров, работ и услуг. Если будет реализован второй шаг интеграции, российские поставщики получат возможность участия в торговых процедурах по размещению госзаказа Республики Беларусь, пройдя аккредитацию Национальной электронной площадки, а белорусские поставщики, зарегистрированные на БУТБ, смогут участвовать в открытых аукционах в электронной форме, объявленных российскими государственными и муниципальными заказчиками.
Закупочное законодательство обеих стран находится в стадии формирования, и на регулирование взаимодействия в сфере закупок тоже потребуется время. Однако, основным способом закупки и в Беларуси, и в России является конкурс. В любом конкурсе есть победители и проигравшие, в этом собственно суть конкурентной борьбы, и в свете всего вышесказанного списывать проигрыши на дискриминацию как минимум некорректно.
Автор: Олеся Кривцова