Главное об электронных закупках

Мнение Алексея Навального о федеральной контрактной системе (ФКС)

В четверг Министерство экономического развития презентовало проект закона «О Федеральной контрактной системе», который призван заменить действующий закон о закупках для госнужд. Документ, опубликованный на сайте министерства, направлен на межведомственное согласование. Блогер и основатель проекта «РосПил» Алексей Навальный выразил Slon.ru свое отношение к новеллам МЭР

Мнение Алексея Навального о федеральной контрактной системе (ФКС)

– Минэкономразвития предлагает создать при ведомствах специальные контрактные службы, чиновники которых будут заниматься только госзакупками. Контрактные службы будут готовить планы-графики, персонально размещать заказы с возможностью узнать через интернет имя, телефон и другие персональные данные закупщика. Что думаете по этому поводу?

– Со стороны Министерства экономического развития это очередное очковтирательство, потому что это уже существует на практике. Уже сейчас у каждого заказчика есть специальные люди, отделы, которые формируют эти заказы. Они и так, по идее, теоретически должны делать эти планы, у всех есть телефоны. Все это в принципе существует. От того, что все существующее сейчас назовут контрактными отделами не изменится абсолютно ничего. Министерство экономического развития это отлично понимает. Только оно всех обманывает и рассказывает какие-то байки, что до чиновников контрактных служб можно будет дозвониться. И сейчас можно позвонить в департамент здравоохранения любой области, где скажут, кто конкретно из чиновников занимается закупкой, например, томографов. Другое дело, что они пошлют вас к чертовой матери и будут закупать томографы так, как и закупали. Когда их назовут «контрактным отделом», они точно так же это будут делать. Министерство экономического развития не отвечает на важные вопросы, например, об ответственности за нарушения. Вот пусть они пропишут ответственность за нарушения, допущенные при размещении госзаказа.

– Они предлагают ввести в том числе уголовную ответственность …

– Надо посмотреть, как это будет прописано практически. Теоретически и сейчас есть ответственность, но привлечь никого невозможно. За всю историю «РосПила» мы много раз обнаруживали очевидно коррупционные контракты, которые были признаны неправомерными антимонопольной службой или отменены самим заказчиком. Только один человек был уволен в самом начале из Министерства здравоохранения. Больше ни один человек не был привлечен к ответственности. Министерство экономического развития предлагает сделать систему не более гибкой, а более непонятной, невнятной и разобщенной.

– А что касается обязанности публиковать план-график закупок на определенный период. Это как-то поможет в борьбе с коррупцией?

– Во-первых, поскольку у нас есть трехлетний бюджетный процесс, эти графики и так должны существовать. В теории. В принципе, эта идея правильная, но здесь мое абсолютное недоверие к Министерству экономического развития основывается на очень простом факте: они давали много умных и полезных советов, и совсем недавно они приняли закон о закупках госкорпораций и естественных монополий. Там ничего из этого нет: ни планов-графиков, ни всех этих замечательных вещей, которыми они каждый раз нам полоскают мозги на различных пресс-конференциях и презентациях. Ни одной из этих прекрасных вещей нет в этом законе, в котором они могли реализовать абсолютно все, что хотели… Там каждая страничка – абсолютное убожество, которое просто закрепляет существующую систему и больше ничего. Я министерству экономического развития не верю, и это основывается не просто на том, что мне не нравится кто-то, а на их делах.

– Кто, по-вашему, должен контролировать деятельность профессиональных госзакупщиков?

– Тут много разных аспектов. Когда они закупают то, что им не положено закупать, – «мерседесы» за 12 млн рублей – кто их должен контролировать? Это одно. Когда они совершают мошеннические действия, их контролирует милиция. Процедуру размещения заказа контролирует антимонопольная служба. Вопрос о том, кто их должен контролировать, в целом не очень адекватный. Мы видим противостояние антимонопольной службы и Министерства экономического развития, которое хочет отнять у нее полномочия. Второй вопрос – кто кого отожмет в этой борьбе бульдогов под ковром. Самое главное, чтобы вне зависимости от того, кто контролирует, действовали бы реальные механизмы обжалования и привлечения к ответственности конкретных людей.  

Статьи по теме