Главное об электронных закупках

“Нет” коту в мешке:

российское ПО против софта с закрытым кодом

“Нет” коту в мешке:

Госсектор должен отказаться от закупки импортного оборудования у производителей, не раскрывающих исходные коды, настаивает вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Эксперты Т94 считают, что такие действия оправданы, но сможет ли российское ПО заменить импортное везде и во всем?

Закупая зарубежное оборудование для государственных учреждений, наша страна становится зависимой от регулярно обновляющегося чужого софта, отмечает Рогозин. Не располагая исходными кодами, невозможно определить, что именно содержится в очередном пакете обновлений. Необходимо запретить госсектору закупать оборудование тех иностранных продавцов, которые не открывают исходные коды и не передают документацию, необходимую для последующей модернизации собственными силами. В противном случае, в условиях обостренных отношений России и Запада, наша страна может оказаться на крючке у противника, подчеркивает вице-премьер.

Запрет на госзакупку импортного ПО, для которого существует отечественный "аналог" (Постановление Правительства РФ-1236 – прим.ред.) и так существует, напоминает эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру Кирилл Кузнецов. "Очевидно, что использование в критично важных областях, особенно – в сфере обороны и безопасности, непрозрачного для наших специалистов программного обеспечения опасно, как в плане возможных лазеек для сбора конфиденциальной информации, так и деструктивных закладок, способных вывести из строя или даже перехватить контроль над системами и оборудованием. Достаточно вспомнить недавние обвинения со стороны американских экспертов в адрес продуктов лаборатории Касперского и последовавший за этим запрет на использование отечественного антивируса в госучреждениях США. Учитывая эскалацию напряженности в отношениях России с рядом стран, можно говорить о том, что независимость от непрозрачного ПО является критически важной задачей. А вот вопрос, способны ли мы самостоятельно создать необходимые продукты, увы, не праздный. За последние двадцать лет налицо мощнейшая утечка "мозгов" в ИТ-сфере. Да и создавать уже кем-то созданное и активно развиваемое с нуля требует очень серьезных средств и времени. А иногда и проблемно в части авторского права и т.п.", – рассказал Т94 Кирилл Кузнецов. Эксперт также добавил, что говорить о глобальном импортозамещении в этом секторе может только очень большой оптимист.

Ведущий аналитик компании "Доктор Веб" Вячеслав Медведев отмечает, что поддержка отечественных производителей – это всегда плюс, ведь для дальнейшего развития они нуждаются в возможности заработать. Кроме этого, по мнению эксперта, на практике закупается дорогой софт, который не используется в полную силу. "Примерно 90% возможностей операционной системы зачастую не используется. Работают обычно с пакетом офисных программ и ещё парой приложений. Для пользователя главное, чтобы они открывались, а какая операционная система на компьютере установлена –  не имеет значения", – говорит Вячеслав Медведев. В целом, идею замены импортного ПО он оценивает положительно, особенно, учитывая обостренные отношения России с Западом и участившихся острых заявлений со стороны обоих стран. При этом для бизнеса, который работает с набором стандартных программ, эта инициатива погоды не сделает.

"Компаниям важно, чтобы их документы доходили до адресата в любую страну мира и открывались там в любом формате с абсолютной точностью. Microsoft создала закрытый формат, и в альтернативном ПО его документы открыть невозможно. Да, есть OpenOffice, но он не на 100% совместим по документам с Microsoft Office. Нет гарантии, что созданный на импортном ПО документ откроется и на отечественном ПО, а это критически важно при работе тех же отделов по закупкам", – подчеркнул эксперт, добавив, что отечественных разработок пока не достаточно, чтобы свергнуть монополию зарубежных программистов с их системами.

По словам Павла Коростелева, старшего менеджера по маркетингу компании "Код безопасности", у инициативы запретить госзакупки иностранного ПО в России есть два аспекта. Первый заключается в том, что в условиях сложных отношений с Западом у государства повышаются требования к уровню доверия к импортному ПО. Для государства важно быть уверенным в отсутствии разного рода "закладок" в ПО, которое используется в государственных системах. Второй же аспект заключается в том, что требования предоставления исходного кода значительно повышает порог входа на окологосударственный рынок, который составляет большую часть российского ИТ-рынка.

"Российское ПО везде заменить иностранное скорее всего не сможет, – поясняет Павел Коростелев. – На это влияет довольно много факторов, в частности – несопоставимая разница в инвестициях в разработку, значительно более широкая клиентская база у иностранных решений, а также более совершенный и отлаженный механизм продаж и маркетинга".

При этом эксперт отмечает, у российского ПО есть возможность нарастить свои позиции за счет явного стремления государства обеспечить использование собственного ПО в государственных и других критически важных системах. Инициатива Рогозина как раз подкрепляет этот фактор. Кроме этого, улучшить положение российские производители могут за счёт близости к заказчикам и путем учета требований локального рынка при разработке. Преимуществом можно считать и более высокую скорость разработки отечественного софта. Осталось поработать над его качеством.

Автор: Ангелина Жукова

 

Статьи по теме