Сегодня Газпромбанк выступает сервисным партнером для компаний из самых разных отраслей от промышленности до ритейла. Банк активно развивает собственную региональную сеть от Владивостока до Калининграда и не планирует останавливаться. О том, как Газпромбанк и Электронная торговая площадка Газпромбанка развивают совместные линейки продуктов, учитывая специфику каждого региона, рассказывает старший вице-президент Газпромбанка Владимир Бусько и генеральный директор ЭТП ГПБ Михаил Константинов.
— Владимир, какая специфика бизнеса и потребности компаний служат для Газпромбанка отправной точкой при разработке новых продуктов и доработки уже существующих?
Владимир Бусько: Самым первым клиентом нашего банка выступал ПАО «Газпром», он и сейчас остается крупнейшим клиентом. Но сегодня Газпромбанк ориентируется не только на нефтегазовую отрасль, его имя известно во всех отраслях, а в некоторых из них мы стали флагманом. Есть масса примеров решений, разработанных с учетом специфики компаний энергетического сектора, металлургов и представителей других секторов экономики.
При этом мы понимаем, что компании стали очень продвинутыми и требовательными, в том числе и в области банковских технологий и автоматизации закупочных процессов. Клиенты приходят в Газпромбанк в поисках новых, нестандартных, комплексных решений, способных помочь им минимизировать затраты, более эффективно управлять казначейскими процессами, а в случае с крупными холдингами часто целью выступает оптимизация закупочных процессов и перевод закупок дочерних компаний в ЭТП ГПБ. Для них также очень важны сервисы экосистемы — мобильные приложения, ведь бизнес ускоряется, и людям важно постоянно быть онлайн. И, конечно, клиентам важно иметь возможность делиться с банком своими успехами и трудностями, и чувствовать, что банк стремится помочь им решить их стратегические задачи.
— Михаил, адаптируете ли вы существующие сервисы ЭТП ГПБ для потребностей конкретных клиентов? Если да, как это происходит?
Михаил Константинов: Зачастую индивидуальные потребности клиентов — основа развития наших продуктов. Разрабатывая платформенные решения в рамках ЭТП ГПБ, мы делаем акцент не на создании коробочного продукта, а на обеспечении возможности оптимизации показателя Time–to–market, правильного взаимодействия и быстрой реакции на потребности конкретных пользователей. Наши сервисы используют крупные корпорации, и сотрудничество зачастую строится по следующей схеме: мы получаем предложения от клиента, через две недели эти предложения превращаются в MVP, а еще через неделю выпускаются в продуктив.
Важно отметить, что мы ориентированы не только на крупный бизнес. Для среднего и малого бизнеса Газпромбанк открывает офисы приоритетногообслуживания во всех филиалах, и мы присоединяемся к этой активности. Используяиндивидуальный подход, ЭТП ГПБ предлагаетбизнесу наши продукты с возможностью адаптациипод их потребности. Также у нас есть смарт-система управления продуктовым развитием. Ее задача — предугадать спрос на год-два вперед с тем, чтобы уже сегодня начать инвестировать в соответствующие продукты.
— Михаил, как ЭТП ГПБ удается обеспечить индивидуальный подход к каждому клиенту?
Михаил Константинов: Сегодня ЭТП ГПБ, будучи не только электронной площадкой федерального масштаба, но специализированной ЭТП для осуществления закрытых закупочных процедур, продолжает предоставлять не только классические решения для бизнеса, но и адаптировать их под конкретного клиента.
В основе такого подхода ЭТП ГПБ лежат три фактора. Первый — понимание рынка, потребностей клиентов и важность каждого клиента для площадки. Второй — наличие «аппетита» к созданию чего-то нового, а также необходимой для этого экспертизы и технологий. Третье — люди, профессиональная, вовлеченная команда во всех подразделениях.
— Владимир, и последний вопрос. Газпромбанк имеет представительства по всей России, от Владивостока до Калининграда. Каждый регион имеет собственную географическую и экономическую специфику, которую необходимо учитывать для предоставления финансовых сервисов высокого уровня. Какие инструменты вы используете для учета всех этих особенностей?
Владимир Бусько: Много лет назад мы видели, как другие крупные банки пытались централизовать многие функции, например, ВЭД, валютный контроль, расчетный центр, электронную площадку, службу поддержки. И решили, что важно соблюсти баланс и не перегнуть палку. Мы централизовали те функции, которые не заметны для клиентов. Например, перевели всех на единый план счетов — теперь они закрываются в Москве, а значит все компании могут работать в одном часовом поясе 20 часов в сутки. У нас есть лозунг «Следуй за солнцем». То есть, если ты начал операцию во Владивостоке и не успел ее закончить до захода солнца, то можешь продолжить на Урале, потом в Москве и завершить в Калининграде.
С другой стороны, мы понимаем, что бизнес делают люди. И при всем уважении к цифровизации, персональное общение никто не отменял. Поэтому мы разделили всю страну на суперрегионы, открыли там новые офисы, создали институт исполнительных директоров, который находятся во всех регионах и имеют очень широкие полномочия. Это люди, которые хорошо знают региональный рынок. Их задача проводить разведку, выходить с инициативами, добиваться их исполнения, представлять интересы транзакционного бизнеса на местах. С них много спрашивается, а их работа целиком базируется на их инициативности и понимании региональных особенностей.
Ведь Москва — это не вся Россия. И было бы неправильно отсюда учить людей, как делать бизнес на местах. Наоборот, мы многому учимся у наших коллег в регионах. Оттуда приходят инициативы, которые помогают улучшать весь бизнес. Так что это одна из лучших идей, которая была реализована Газпромбанком за последние годы.
Сейчас мы пожинаем плоды. Мы — банк «с человеческим лицом», где всегда можно прийти в офис, созвониться с персональным менеджером. Это очень важно и для ВЭД, и для банковского сопровождения, и для ЭТП ГПБ.