Главное об электронных закупках

Свое ближе: Госкомпании перейдут на отечественное ПО

Закупки российского софта выросли в два раза.

Свое ближе: Госкомпании перейдут на отечественное ПО

За последние годы количество контрактов на покупку готового программного обеспечения отечественного производства выросло в два раза. При этом план по импортозамещению софта, который оценивается в 4,5 млрд руб., за 2016 г. так и не был выполнен. Об этом сообщил премьер-министр на заседании правительственной комиссии, где обсуждались вопросы использования информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Эксперты Т94 рассказали о качестве российского ПО и может ли переход на него госструктур и госкомпаний пройти безболезненно.

 

Первый вопрос, который был задан экспертам, касался взаимосвязи роста закупок отечественного софта и взятого Правительством РФ курса на импортозамещение. По словам Владимира Ульянова, руководителя аналитического центра Zecurion Analytics, именно импортозамещение и рост правительственных программ поддержки послужили драйверами развития отрасли. "Только в последние два года госкомпании стали обращать внимание на отечественный софт. Раньше они не задумывались о производителе своего ПО. Если в госструктуре было установлено иностранное ПО, то оно и продлевалось, вопросов по его замене не возникало. Это была понятная и удобная схема, над которой не приходилось задумываться. Когда же речь зашла об импортозамещении, многие госструктуры стали переходить на российское ПО, которое оказалось эффективным. Кстати, это произошло еще до принятия закона о том, что иностранный софт можно закупать только при отсутствии российского аналога", – комментирует Владимир Ульянов.

 

Алексей Галкин, эксперт по закупкам, действительный государственный советник III класса, напомнил, что сейчас существует ограничение по допуску иностранного ПО к участию в госзакупках. Вся информация о существующем российском программном обеспечении вносится в специальный реестр. "По 44-ФЗ нужно закупать софт, если его характеристики строго соответствуют реестру", – подчеркнул Алексей Галкин. Реестр существует с начала 2016 г. и уже содержит сведения о 3 тыс. программных продуктов.

Эксперты сходятся во мнении, что рост контрактов на поставку отечественного софта свидетельствует о компетентности российских разработчиков, которые способны выпускать программы, не уступающие по качеству и функциональности зарубежным. "Понятно, что есть определенные классы софта, которые заменить будет проблематично, так как российских аналогов попросту не существует. Например, операционные системы, можно делать  и свои, но это будут подделки, которые для крупных организаций и госсектора не подойдут", – комментирует Владимир Ульянов.

Что же важно для корпоративного ПО, какими качествами оно должно обладать? В первую очередь, как это ни банально, оно должно работать и адекватно поддерживаться специалистами. Для корпоративных заказчиков и госструктур важно, чтобы продукт работал 24 часа в сутки безотказно. Не все отечественное ПО может сейчас конкурировать по качеству с иностранным, замечает Алексей Галкин. Чтобы стать лучшим, оно должно больше времени использоваться и "обкатываться". По его словам, российские госструктуры и госкомпании могут перейти на простейшие отечественные программы без ущерба для своей деятельности, но вот сложный софт нельзя в одну минуту заменить.

"В то же время, есть определенные классы программного обеспечения, которые очень хорошо развиты в России. И многие отечественные продукты высоко ценятся в мире", – добавляет Владимир Ульянов. Прежде всего, речь идет о достижениях в области информационной безопасности. Так, "Лаборатория Касперского" сегодня является крупнейшим игроком на мировом рынке. Антивирус Dr.Web стал качественным и востребованным продуктом в госсекторе России.

"Если мы сравним ситуацию на рынке информационной безопасности и защиты от утечек информации, то она за несколько лет не изменилась. Импортозамещение никак не отразилось на рынке. Крупнейшие три-четыре компании занимают 80-90% рынка. Понятно, что в госсекторе доля иностранного ПО немного сократилась, но это не оказало существенного влияния на рынок в целом. Российские компании могут конкурировать с зарубежным софтом не только на внутри страны, но и на международной арене. Сейчас, когда в России взят курс на импортозамещение, а на Западе сложилось скептическое отношение к российскому софту, выход на международный рынок затруднен. Но есть примеры и опыт компаний, которые отлично преодолевают все барьеры", – говорит Владимир Ульянов. 

"Государственный сектор – основной регулятор, заказчик и одновременно потребитель современных интеллектуальных технологий и программного обеспечения. Сегодня госзаказчику необходимо, во-первых, выполнять квоты, а закупки ПО как раз подпадают под закупки у малого и среднего бизнеса. Во-вторых, ему нужно экономить", – считает Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. Однако эксперт добавляет, что для развития отрасли в целом нужна поддержка Правительства РФ. Например, Республика Беларусь оказывает помощь интеллектуальным разработчикам и IT-предпринимателям в разы эффективнее, и результат очевиден. Страна неожиданно для всех оказалась в авангарде ІТ-мира – выходцы и компании из этой страны создали такие всемирно известные и популярные продукты, как игра World of Tanks и мессенджер Viber. В Республике создана особая зона налоговых льгот для IT-индустрии.

В России тоже существуют некоторые льготы для IT-отрасли. Так, согласно 212-ФЗ "О страховых взносах", IT-компании могут на них сэкономить. "Экономия составляет 16%, – комментирует Сергей Фахретдинов. – И вот из чего она складывается: обычные компании платят 30% в разные внебюджетные фонды, тогда как IT-фирмы платят только 14%, из которых в Пенсионный фонд России – 8%, в Фонд социального страхования – 2%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 4%". Кроме этого, в четырех регионах (Челябинской, Пензенской, Новосибирской и Ульяновской области) существует льготная ставка по налогу на прибыль для IT-компаний. Там налог снижен с 20% до 15,5%. Снижение налоговой ставки закреплено региональными законами по предложению Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. По словам Сергея Фахретдинова, подобные меры должны использоваться повсеместно, тогда результат развития всей отрасли станет наглядным.

В целом, можно предположить, что госструктуры и госкомпании готовы перейти на отечественное ПО без ущерба для своей деятельности. В этом случае перед российскими разработчиками откроется многомиллиардный рынок, который пока поделен между западными гигантами IT-индустрии.

Автор: Ангелина Жукова. 

Статьи по теме