На рынке государственных и муниципальных закупок еще остались ниши, за которые операторы электронных торговых площадок готовы бороться. Расхватав крупных заказчиков, настала очередь привлекать остальных – более мелких, но от этого не менее значимых, способных кратно увеличить объемы процедур на ЭТП. Именно такой путь развития на ближайший год обозначил департамент по государственным и корпоративным закупкам электронной торговой площадки «Российский аукционный дом». О новой стратегии рассказывает его руководитель Андрей Полянский.
– Как заказчики оценивают качество услуг и сервисов ЭТП РАД? Почему вы предложили скорректировать работу площадки?
– Электронная торговая площадка – это связующее звено между заказчиком и поставщиком, с помощью которого первый может качественно и быстро получить нужный товар или услугу. В целом площадка РАД соответствует этому определению, но у нее есть огромный потенциал двигаться дальше и в ближайшее время мы планируем увеличить ее присутствие на рынке.
Что касается сторонней оценки, то нынешние заказчики полностью удовлетворены работой площадки. Для них важно, чтобы у оператора не было серьезных технических сбоев, а этим могут гордиться не все. Мы часто слышим жалобы на конкурентов, к примеру, система зависает, пропадают документы, а человек, который занимается размещением закупки, не может оперативно получить обратную связь от техподдержки. При этом клиентоориентированность, на мой взгляд, самый важный показателей успешной и эффективной площадки. По сути, многие проблемы заказчика может решить лишь один телефонный звонок в колл-центр. Но, как правило, в колл-центре нет квалифицированных специалистов, которые могут ответить на вопрос заказчика. Вместо этого они отправляют обращение клиента к профильным специалистам, которые почему-то затягивают с его рассмотрением и доходит до того, что оно просто теряется. Заказчик в какой-то момент перестанет мириться с нерешенными проблемами оператора и перейдет на другую площадку, где в случае ошибки ему быстро объяснят, что произошло, но самое главное оператор постарается сделать так, чтобы подобная ситуация не повторилась.
– Вы планируете выстроить подобный бизнес-процесс в РАД?
– Абсолютно точно. Перед нами задача – формировать стратегию продвижения площадки по 44-ФЗ, в основе которой лежит комплексный подход решения проблем заказчика. То есть взаимодействие с заказчиком должно идти на всех уровнях – колл-центра, отдела закупок, отдела технической поддержки и сервисного обслуживания, а также подразделения персональных менеджеров. Сейчас в РАД все это работает в рамках единого департамента, который как раз позволяет, минуя дополнительные звенья, принимать решения и давать заказчику максимально быструю квалифицированную обратную связь.
– То есть РАД уподобляется всем остальным площадкам, которые существуют как отдельные подразделения? Ведь у РАД множество других профилей, а площадка – это лишь один из компонентов РАД.
– В том, что мы работают по другим направлениям – большое преимущество, благодаря им мы чувствуем себя уверено на рынке. Сейчас у нас есть возможность сфокусироваться на одном из направлений – государственные и муниципальные закупки. При этом электронная площадка – лишь одно из направлений РАД и даже в случае ее провала на рынке, это не скажется на финансовых показателях компании. А вот другие площадки, которые сконцентрированы на закупках, подвержены такому риску. Мы вроде как застрахованы, даже сейчас в новой тарифной реальности, в которой бизнес площадок оказывается практически неприбыльным. Изменение тарифной политики скажется на крупных игроках, на ведущих площадках, которые уже сейчас несут серьезные финансовые издержки по содержанию своих структур. Мы же планируем занимать не охваченные ниши, к примеру, в регионах есть достаточно много небольших государственных и муниципальных учреждений, с которыми можно работать. Для этого мы выстраиваем филиальную сеть своих представительств.
– И как вы планируете заходить в регионы?
– Публичность должна быть у любой площадки. Как и остальные, мы будем проводить в регионах свои семинары, при этом очень грамотно подбирать целевую аудиторию. Наши представители на местах должны получать обратную связь по мероприятиям – от этого зависит 80% успеха. В идеале, мы надеемся наладить личный контакт с каждым потенциальным клиентом ЭТП, давно стало понятно, что письменные рассылки не работают.
– А где будете искать специалистов по закупкам, которые бы работали на местах?
– У нас есть пул специалистов в центральном офисе в Санкт-Петербурге – это бизнес аналитики по 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые аккумулируют запросы со стороны внешнего рынка и адаптируют их для ИТ-департамента, специалисты технической поддержки, которые решают вопросы заказчиков, персональные менеджеры и т.д. За пределами центрального офиса у нас представители – высококвалифицированные специалисты, которые проводят обучающие мероприятия и привлекают заказчиков. При этом они могут даже на первой встречи с заказчиком проконсультировать его по функционалу ЭТП РАД. Найти под каждый регион специалистов очень сложно, но нам важно, чтобы люди, которые работаю в закупках в регионе, не увидели дилетанта в наших представителях. Для этого в центральном офисе есть коучеры. Для них не проблема обучить человека, который понимает рынок закупок и заказчика и хочет развиваться в новом направление.
А вот в непосредственной работе представителей на местах, подключать ресурсы центрального офиса мы будем только в том случае, если возникнут сложности технического характера с площадкой, когда потребуется помощь ИТ-департамента или отдела технической поддержки. Но это будет исключением из правила. Основные вопросы – как зайти на площадку, какой у нее функционал и прочие – представитель объяснит самостоятельно на месте. Такой подход в разы повышает степень доверия заказчика к площадке.
– В какие сроки планируете реализовать эту идею?
– Я рассчитываю, что уже к лету мы увидим результаты.
– Расскажите, какие цели перед вами стоят в РАД, кроме расширения региональной сети?
– Я предложил РАД стратегию, по которой возможно увеличить долю проводимых процедур по 44-ФЗ. Сейчас у нас не очень сильные позиции – порядка 2,5-3%. Но главное все-таки увеличить присутствие РАД в регионах страны. Задача сложная, потому что РАД на этом рынке новичок, а все наши конкуренты бывалые с большими связями и опытом работы с заказчиками. Мало кто готов сразу перейти на нашу площадку. Поэтому мы решили дополнить ее новыми сервисами. Прежде всего, заказчикам будет доступна помощь в оформление документов. Такой сервис будет актуален в небольших городках, где у заказчиков катастрофически не хватает знаний. Такой сервис мы готовы предоставить бесплатно. Пока это будет форма консультационной поддержки, а в дальнейшем сервис станет автоматизированным, соответствующие разработки уже есть и до конца года этот вопрос решится. В перспективе ЭТП РАД станет площадкой с искусственным интеллектом. У нас создана отдельная служба, которая оценивает изменения в законодательстве и отслеживает тенденции на рынке. Таким образом, у нас есть возможность предсказывать какие сервисы, и технические возможности на площадке будут востребованы в ближайшее время.
– А что вы думаете о существующем объеме законодательной базы? Вы не находите, что чрезмерная зарегулированность 44-ФЗ ведет к отсутствию экономической целесообразности закупок?
– Государство стремится сделать закупки максимально прозрачными, но кроме законодательной базы инструментов влияния у него нет. Сложно представить свободный рынок там, где есть бюджетные деньги. Важно чтобы в этом вопросе не было взаимоисключающих вещей. Каждая позиция в законе должна быть понятной и прозрачной для всех участников рынка. И, конечно, инициативы по совершенствованию закона должны обсуждаться с игроками рынка.
– Как вы думаете, как будет развиваться рынок в ближайшие пять лет учтивая макроэкономическую ситуацию?
– Я думаю, что на рынке останется три-четыре оператора. Многие площадки не смогут нести бремя издержек в жестких условиях. Операторы не смогут конкурировать в условиях отсутствия свободного рынка.
Герман Калышев, Ангелина Жукова