Главное об электронных закупках

Возможно ли реформировать систему госзакупок в России?

Беседа в программе "Особое мнение" на "Радио России" с директором департамента развития федеральной контрактной системы Министерства экономического развития России, кандидатом экономических наук Ольгой Владленовной Анчишкиной

Возможно ли реформировать систему госзакупок в России?

На сайте Минэкономразвития появился проект закона о федеральной контрактной системе. На сегодняшний день весь спектр госзакупок (от школьных учебников и лекарств для больниц до строительства дорог и мостов) регулируется одним-единственным федеральным законом № 94. 

Хотя не только, считает гостья в студии. По её словам, в стране сложилась определённая структура законодательства, которая начинается с Конституции России, дальше идут кодексы – бюджетный, гражданский и другие, а потом следуют специальные законы. Что касается предложения Минэкономразвития, это специальный закон, который будет вписан в общую систему законов и подзаконных актов.

Представленный законопроект должен заменить 94-й фз или как-то его дополнить? О. Анчишкина считает, что новый законопроект должен вобрать в себя весь опыт в этой сфере. Если обратиться к точному названию 94-го фз, то оно звучит, как Закон о размещении заказов для государственных служб. По её мнению, размещение заказа – это достаточно короткий этап в закупочной деятельности, этап, когда вывешены извещения о том, что какой-то из заказчиков что-то хочет купить, и он в ограниченные законом сроки ищет наилучшего поставщика. Это и есть этап размещения.

Между тем, все понимают, что закупка – это процесс, как и любой другой процесс, целый вид деятельности, у которого есть свой бизнес-план, своё движение, своя логика. И, конечно, госзакупка начинается задолго до того, как вывешены приглашения к торгам. Она начинается с того, что сначала заказчик должен определиться, а что же он собирается закупать.

94-й фз действует с 2005 года. Чем он не устраивает?

К сожалению, как подчеркнула гостья в студии, действующая система правового регулирования, которая зафиксирована в 94-м фз, не устраивает почти всех участников процесса.

Она не устраивает самих заказчиков. Им не всегда удобно работать по этому закону. Не потому, что он бьет по нечестным рукам, а потому, что он бьёт по рукам честным. Честным по закону достаточно трудно определиться, потому что нужды у государства разнообразные, всего более 10 тысяч наименований. Среди них и простые вещи, как скрепки, карандаши, стулья, и достаточно сложные нужды. Для Москвы, например, такой нуждой может быть задача ликвидации пробок в городе. Это нормальная государственная нужда. Но такой заказ, такой контракт по нормам 94-го фз не разместишь. Потому что даже непонятно, как техническое задание написать. Для этого нужны особые способы, а это неудобно для госзаказчиков

Действующий 94-й фз неудобен и для людей, прежде всего, для тех граждан, ради кого трудятся органы государственной власти. Именно они потом получают школу не к 1 сентября, а к декабрю, да и то с отвалившейся штукатуркой. Людям неудобно быть потребителями этих закупок в рамках 94-го фз, когда и детское питание просрочено, и невкусные завтраки в школе, да и с лекарственным обеспечением не всегда гладко дело обстоит. И таких случаев очень много.

Почему так происходит? Не работает или отсутствует какой-то элемент контроля за выполнением обязательств? Чем это можно объяснить?

Как пояснила О. Анчишкина, 94-й закон – это всего лишь просто один элемент, один этап. А у любой закупочной деятельности должна присутствовать полноценная логика, которая берёт своё начало с самого начала: когда государство должно определиться, какие нужды оно обеспечивает, за счёт каких закупок оно их обеспечивает, и выстроить свою структуру закупок в точном соответствии с теми задачами, которые оно призвано решать.

А то получается как: собираемся строить школы, а по ходу дела ещё и "майбахи" покупаем.

Каким принципам должна отвечать правильная система госзакупок? Ольга Анчишкина считает, что она, прежде всего, должна быть системной. Ведь это система госзакупок. Когда начинаешь мыслить конечными результатами, сферой в целом, обязательно употребляешь это слово – "система". Суть подхода к госзакупкам должна быть системной, комплексной. Сфера деятельности должна пройти по тем границам, которые у неё объективно есть.

"Майбахи", "мерседесы", золочёные кровати – это одно, за что критикуют нынешнее положение с госзакупками. Другая сторона – это коррупция. Почему, несмотря на постоянное ужесточение закона о госзакупках, коррупция в этой сфере не только не уменьшается, а, наоборот, расцветает?

О. Анчишкина считает, потому что сама логика нынешнего 94-го фз – это отстроить и соблюсти процедуры. А важно определить суть, зачем, для чего осуществляется та или иная закупка. Если точно не понимать зачем, то будет плыть качество, а помимо качества ещё и количество будет скакать и, естественно, цена. В этой сфере сегодня очень много зазоров. Процедуры происходят, но по поводу чего эти все процедуры? Многие вопросы остаются вне правового регулирования. В том числе и вопрос для чего.

Для чего, например, закупаются "мерседесы" Таможенной академией на большую сумму. Гостья в студии уверена, что, если проверить этот факт, то все процедуры закупки были соблюдены верно. Но суть данной госзакупки заключается в том, а почему "мерседесы" были выбраны и куплены? 

Статьи по теме