Главное об электронных закупках

Зачем госзаказу банкротство?

Зачем госзаказу банкротство?

Министерство экономического развития подготовило законопроект, переводящий торги по продаже имущества по банкротству на шесть электронных торговых площадок, аккредитованных для госзакупок. В случае, если поправки в федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” будут внесены, 44 из 47 площадок, реализующих сегодня банкротное имущество, потеряют право проводить такие торги.

Профессиональное сообщество встретило законопроект весьма критично. “Эти поправки не защищают интересов ни кредиторов, ни покупателей, ни торговых площадок, ни государства, ни рынка как такового, – рассказал Т94 член президиума Национального союза профессионалов антикризисного управления Игорь Борисович Липкин. – Что еще хуже, авторы законопроекта не идут на диалог с заинтересованными сторонами”.

При этом эксперт согласен, что закон нуждается в доработках – но вовсе не в этой области. “За восемь лет работы саморегулирующихся организаций в сфере реализации имущества по банкротству я нев помню ни одного скандала. Система отлично работает, в ней есть здоровая конкуренция, и вмешиваться в этот процесс нет никакой нужды”.

Схожее мнение высказал и президент Ассоциации “Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих” Евгений Витковский. “Никакой пользы рынку этот законопроект не принесет, т.к. система уже работает хорошо. Да, несколько лет назад на рынке имущественных торгов еще присутствовали довольно слабые площадки, были, пожалуй, и не слишком честные, но переход в формат СРО успешно решил эти проблемы. Сегодня эти площадки отвечают строгим требованиям, без которых невозможно эффективно торговать имуществом по банкротству, и не нуждаются в дополнительном контроле”.

Каждая такая площадка использует мощное дорогостоящее оборудование с высокой степенью защиты и, что немаловажно, специализацией именно под этот вид торгов, рассказал Витковский. Все они в обязательном порядке страхуют ответственность. Вдобавок специфика банкротного законодательства такова, что даже опытные юристы, если они ранее работали в других сферах, непременно будут допускать массу ошибок.

Об эффективности существующей системы красноречиво говорит следующий факт, добавил Витковский. Все площадки по реализации банкротного имущества располагают фондами для возмещения возможных убытков. За все время проведения торгов ни одной из них не потребовалось прибегнуть к этим средствам.

“Законопроект только приведет к монополизации рынка”, – заключил Витковский, отвечая на вопросы Т94.

Кому же может быть выгоден законопроект Минэкономразвития? Казалось бы, в выигрыше должны оказаться все шесть федеральных площадок. Но у четырех из них нет ни опыта, ни ресурсов, ни клиентуры, ни функционала для реализации имущества по банкротству. В реальности в этой сфере останутся Российский аукционный дом (РАД) и Сбербанк-АСТ – две площадки вместо эффективно работающих 47.

“Нужно ли РАД переводить на площадки, аккредитованные по 44-ФЗ, отрасль, которая сейчас единственная не зависит от результатов предстоящего отбора? – комментирует для Т94 источник, близкий к рынку. –  В условиях неопределенности предстоящего отбора площадка вряд ли будет рисковать лишится  торгов по банкротству, которые позволяют ей уверенно позиционировать себя как универсальную  площадку и при этом не зависеть от итогового решения по повторному отбору площадок. Для РАД саморегулирование – это хороший противовес лобби пяти площадок, отобранных по 94-ФЗ. В то же время для Сбербанка-АСТ торги по банкротству откроют бескрайние перспективы, превратив в  площадку крупнейшего залогового кредитора России”.

К тому же выводу приходит и Витковский: “Сбербанк-АСТ присутствует на обоих рынках и, конечно, не отказался бы уменьшить число конкурентов”.

РАД и Сбербанк-АСТ от комментариев отказались.

Стоит отметить, что в России есть и еще одна федеральная площадка с доступом на рынок банкротства – это ММВБ, проводящая торги через собственную небольшую платформу Фабрикант. Однако ММВБ в настоящее время  находится в конечной стадии сделки по продаже бизнеса и вряд ли заинтересована в дележе рынка банкротного имущества.

Автор: Кристина Ульянова

Евгений Витковский
Президент Ассоциации «Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих»
Игорь Липкин
Член президиума Национального союза профессионалов антикризисного управления

Статьи по теме