Главное об электронных закупках

Блокчейн и дополненная реальность:

фантастика или завтрашний день закупщика?  

Блокчейн и дополненная реальность:

Передовые технологии в госзакупках, поиск и интеграция новых решений и совершенствование классических подходов в контексте кибернетической революции в закупочной отрасли стали основными темами вступлений спикеров и дискуссионных сессий Всероссийского саммита «Корпоративные закупки 2017», прошедшего в Москве 19-20 октября 2017 года. 

В результате плодотворного двухдневного общения были подняты следующие вопросы:

– В какой степени закупки могут быть интеллектуальными и цифровыми?

– Какова роль закупщика в будущем?

– Насколько суммарно эффективны закупщики (всех компаний как совокупный слой)?

– Как изменить подход к существующим процессам?

– Как должно меняться и развиваться сознание закупщика, чтобы оставаться востребованным в меняющихся условиях среды?

– Что принесет с собой искусственный интеллект?

– Чувствуют ли собравшиеся опасность от внедрения технологий искусственного интеллекта?

Организатором мероприятия стала компания infor-media Russia (Инфор-медиа Россия), на постоянной основе проводящая крупные бизнес-конференции, практикумы и семинары межрегионального уровня с привлечением ведущих экспертов различных сфер экономики.

Главной темой первого дня саммита стали технологии, способные повлиять на процессы организации закупок в ближайшем будущем. Это прежде всего технология блокчейн и смарт-контракты.

Модератор сессии, старший партнер МБ-Консалтинг Сергей Белец выделил сильные и слабые стороны блокчейна. Технология позволяет хранить данные децентрализованно и предоставляет возможность в любой момент подтвердить их достоверность. Немаловажным плюсом является и ассиметричное шифрование данных. В то же время процесс внедрения блокчейна весьма трудоемок, он отличается сложностью интеграции, подтвержденные в нем решения необратимы. К тому же он не оставляет места для эволюции. Технология блокчейн, считает Сергей Белец, может быть востребована в закупочных процессах, например, при регистрации товаропередвижения.

Не менее интересной оказалась тема смарт-контрактов, как алгоритма, позволяющий жестко описать условия контракта и затем контролировать его выполнение. Исходя из определения, для корректной работы схемы должны быть однозначно определены: подписанты, предмет договора, условия контракта, причем последние однозначно алгоритмизируемы и проверяемы.

На данный момент в корпоративном мире смарт-контракты шире всего применяются в банкинге и депозитории. Так, в 2016 пилотные проекты запустили DTCC, Barclay’s Bank, Santander Bank. Еще один пилотный проект запустили власти штата Делавэр: проект связан с приобретением и распределением электроэнергии и воды на базе смарт-контрактов HyperledgerFabric. С пилотным проектом по приобретению логистических услуг на базе платформы Waves сегодня работают Bank of America, Standard Charter и Банк Развития Сингапура.

Как любая технология, смарт-контракты не идеальны, отметил Сергей Белец. Среди их слабых сторон – сложности при работе с внешними источниками данных, незащищенность от технического дефолта, несовместимость с конфиденциальной информацией.  И все же, по мнению эксперта, смарт-контракты могут найти свое применение в ряде сфер, например, в сфере логистических перевозок.

Участники саммита смогли ознакомиться с опытом закупок таких крупных компаний, как Банк Ренессанс Кредит, ГК "Новый Поток", "Северсталь", Магнитогорский металлургический комбинат, "Норильский никель" и др.

Коммерческий директор компании "B2B-Center" Андрей Бойко рассказал об использовании машинного обучения и искусственного интеллекта в закупках. Эта технология прекрасно зарекомендовала себя в таких важных процессах, как формирование НСИ и оценка поставщика. Как показал опыт B2B-center, площадка с высокой долей вероятности прогнозирует стоимость предложения поставщика для текущего лота и способна определить вероятного победителя, исходя из истории участия поставщиков в лотах других заказчиков. Для этого система использует большие массивы данных и анализирует прошлую активность участников торгов. Кроме того, площадка способна решать более простые «сервисные» задачи, например, отвечать на стандартные запросы поставщиков, освобождая тем самым закупщиков от рутинных операций.

Отдельно спикер остановился на технологиях дополненной реальности. Они могут оказаться полезны при формировании заказа на определенные детали или организации работы склада.

На второй день саммита тему искусственного интеллекта продолжили представители МТС Маргарита Бобкова и Артем Блинов. Применительно к конкретным задачам закупок они выделили предиктивную и перспективную аналитику по закупкам, когнитивные системы поддержки принятия решений, виртуальные помощники по закупкам, роботизацию в транзакциях.

МТС внедряет технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессе квалификационнного отбора: машина анализирует документы, представленные участником закупочной процедуры, и дает рекомендацию о допуске при прохождении квалификационного отбора. Демо-версия бота-помощника уже работает с участниками тендеров МТС в тестовом режиме.

Вниманию участников саммита представили также достижения группы НЛМК: компания внедрила единый стандартизированный процесс закупок для главного офиса и 60 предприятий группы, на порядок увеличила объем закупок в открытой форме, запустила автоматизированные системы управления взаимоотношениями с поставщиками и управления нормативно-справочной информацией.

Наработками в области классического управления закупочными бизнес- процессами поделились коллеги из "Норильского Никеля" и "Северстали". Опытом работы категорийными командами – АФК системы.

В рамках саммита эксперты выбрали самых эффективных заказчиков России.  Компанией года в области конкурентных закупок стал "Норильский никель". В числе победителей в других номинациях – МТС ("Лидер инноваций торгово-закупочной деятельности"), "МРСК Урала" ("За модернизацию закупочной деятельности"), "Татэнерго" ("За успехи в оптимизации и унификации закупочной деятельности"), "Стан" ("За построение стабильной и прозрачной системы закупок"), "Северсталь" ("Лучшая система работы с поставщиками") и Магнитогорский металлургический комбинат ("Экономическая эффективность закупочных операций").

Статьи по теме